Как читать псалтирь. Какие молитвы нужно знать наизусть? Комменатрий к Библии

Молитвы которые нужно обязательно знать

Каждому крещеному в православной вере человеку обязательно нужно знать три молитвы. Конечно, существуют молитвословы, в которых указаны «молитвы на всякую потребу» — утренняя, на начинание всякого нового дела, молитва перед трапезой и многие другие. Не всякий знает их наизусть, и вполне допустимо обращаться к молитвослову и творить молитвы на потребу по-печатному. Однако, эти три молитвы православный должен знать наизусть, чтобы возможно было прочитать их в любой момент своей жизни и научить им других.

Статьи по теме:
— Молитвы утренние и вечерние. Последование к святому причащению
— Символ веры. С пояснениями.
— Краткий молитвенник начинающего православного

1 Главная молитва христианина — «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный…

Людей, которые недавно пришли к вере, часто интересует ответ на вопрос: какие молитвы надо знать? По этому вопросу лучше посоветоваться со своим духовником, если таковым еще не успели обзавестись, то с любым священником того храма, куда Вы начали ходить.

Однако существуют базовые необходимые молитвы, которые нужно знать каждому православному христианину. Найти их можно в любом молитвослове. Это Отче наш, Богородице Дево, радуйся, Трисвятое, молитва Ангелу-хранителю, молитва святому, в честь которого Вы названы (небесному покровителю).

Тексты этих православных молитв просты, и выучить их может даже ребенок. Найти их можно в православных молитвословах для мирян, продающихся в иконных лавках и интернет-магазинах, специализирующихся на продаже церковной литературы.

Необходимые молитвы нужно выучить наизусть

Кроме перечисленных самых необходимых молитв, Вы можете выбрать еще те молитвы из молитвослова, которые Вам особенно нравятся….

Псалом 90-й «Живые помощи»

Отче наш

Богородица

Самая краткая молитва к Божией Матери

Символ веры

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Тропарь мученику, глас 4

Кондак мученику, глас 6

Николаю Угоднику

Да воскреснет Бог

Псалом 90-й «Живые помощи»

Псалом 90-й «Живые помощи»
Или Хвала песни Давидовы,
Не надписан у еврей, 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна,
плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
от вещи во тме переходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится:
обаче очима твоима…

Инструкция

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». После того, как попросить Господа о помощи, обязательно такими словами получить Благословение. Не стоит забывать и о такой короткой молитве, как «Господи, благослови!». Именно эта молитва должна произноситься до того, как начать любое дело.

«Господи, помилуй!» говорит каждый, кто случайно или же намеренно совершил какой-либо грех. Произнести такую молитву нужно 3 раза, если прославляете Господа, 12 раз – если просите благословения и 40 раз – в том случае, если просите освятить всю жизнь.

К таким коротким молитвам нужно отнести и хвалебные молитвы, в которых нет ни одной просьбы, а лишь вознесение похвалы Богу. Она звучит так: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!».

Верующий христианин должен знать и обращение к Иисусу Христу: «Господи, Иисусе Христе! Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь». Произнося слова этой молитвы, человек просит ходатайства за…

Популярное на канале:

Cache created: 27.02.2017 20:01
Христианские СМС-ки. Прощеное Воскресение
Христианские СМСки «Прощеное Воскресение» Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказала Господь: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и…
больше Все молитвы Ангелу-хранителю от беды
Эти молитвы следует читать каждый понедельник или первого числа каждого месяца. Если по каким-то причинам у Вас не получается прочитать молитвы в эти дни, значит нужно читать их в день своего ангела-хранителя. Молитва ангелу-хранителю для защиты от проступков «Иже будучи в глубоком огорчении, но …
больше Как правильно молиться Святой Ксении Петербургской
Как правильно молиться Святой Ксении Петербургской О детях, о здравии, о здоровье, о зачатии, об исцелении, о работе, о любви, о беременности (чтобы…

Какие молитвы нужно знать наизусть?

Какие молитвы нужно знать наизусть?

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Каждый православный христианин должен знать наизусть молитву Господню: «Отче наш…», так как именно она читается перед вкушением пищи.

Также, необходимо знать наизусть и Символ веры, чтобы твердо знать главные догмы православной веры.

Конечно, знание наизусть двух молитв – недостаточно. Отсюда вопрос: какие молитвы, помимо вышеупомянутых, должен знать православный христианин наизусть?

Отвечает протоиерей Вадим Новиков:

Во-первых, необходимо знать:

Десять заповедей Закона Божия:

1) Аз есмь Господь Бог твой да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2) Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе (т.е. вверху), и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3) Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4)…

Пожалуй, каждому человеку знакомо такое состояние, когда душу тревожит что-то неясное и расплывчатое беспокойство за судьбу близких людей, житейские проблемы и невзгоды камнем лежат на сердце.

Как же избавиться от этой тяжести, обрести почву под ногами?

Молитвы важны и прекрасны все без исключения. Ведь каждая из них родилась в глубине души тех, кто обращался к Господу, в каждую вложены лучшие человеческие чувства — любовь, вера, терпение, надежда… И у каждого из нас, наверное, есть (или будут) свои любимые молитвы, те, которые как-то особенно созвучны нашей душе, нашей вере.

Но есть три главные молитвы, знать наизусть и понимать смысл которых обязан…

Молитвы важны и прекрасны все без исключения. Ведь каждая из них родилась в глубине души тех, кто обращался к Господу, в каждую вложены лучшие человеческие чувства - любовь, вера, терпение, надежда… И у каждого из нас, наверное, есть (или будут) свои любимые молитвы, те, которые как-то особенно созвучны нашей душе, нашей вере.

Но есть три главные молитвы, знать наизусть и понимать смысл которых обязан любой христианин, они основа основ, своеобразная азбука христианства.

Первая из них - Символ веры

Символ веры - краткое изложение основ православного вероучения, составленное в IV в. Знать и понимать его необходимо для верующего человека, поэтому давайте прочитаем его в переводе на современный русский язык:

Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, и всего видимого и невидимого. И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рожденного от Отца прежде всех времен; как Света от Света, Бога истинного от Бога…

Молитвы, которые желательно знать наизусть!

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному (Поклон).

И утром, и вечером, и в начале каждого молебна:

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. СлаваТебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего…

Типы молитв по содержанию

Евхаристический канон

Самые главные и важные молитвы христиан

Православная молитва «Верую во единого Бога…», или Символ Веры

Православная молитва «Отче Наш» – толкование и суть

Молитва Святому Духу «Царю небесный»

Иисусова молитва

Молитвы Богородице и святым

Как заказать молебен и что такое благодарственный молебен

Молитв в православии существует великое множество. Они различаются по степени важности и употребительности. Некоторые из них читаются постоянно, некоторые - только в особых случаях.

Ряд молитв используется в богослужении. Они называются не молитвами, а богослужебными текстами и имеют свои особые названия: кондак, тропарь, стихира. Также существуют молитвы и каноны, которые читаются только священником, а прихожанам их чтение запрещено.

Типы молитв по содержанию

Как известно, каждому крещеному в православной вере человеку надлежит знать как минимум три молитвы — и если, к примеру, Вам предложат стать крестным родителем, на чине крещения батюшка непременно спросит Вас, знаете ли вы их.

Конечно, существуют молитвословы, в которых указаны «молитвы на всякую потребу» — утренняя, на начинание всякого нового дела, молитва перед трапезой и многие другие. Не всякий знает их наизусть, и вполне допустимо обращаться к молитвослову и творить молитвы на потребу по-печатному.

Однако, эти три молитвы православный должен знать наизусть, чтобы возможно было прочитать их в любой момент своей жизни и научить им других — именно это перво-наперво требуется от крестных родителей по отношению к крестному их чаду.

Первая из них — главная молитва христианина — «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесе х!
Да святи тся имя Твое,
да прии дет Ца рствие Твое,
да будет воля Твоя,
я ко на небеси и на земли.
Хлеб наш насу…

— Молитва мытаря

— Отче наш

— Богородица Дева, радуйся!

— Достойно есть

— Царю небесный

— Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (3 раза)

— Пресвятая Троица, помилуй нас!

— Да воскреснет Бог!

— Господи, дай мне с душевным спокойствием..

— Иисусова молитва

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Богородица Дево, радуйся!

Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою,

Например, читать многие молитвы нужно обязательно вслух и обязательно очень громко, выразительно, чтоб ваш голос звучал уверенно и твердо. Нужно сначала создать себе соответствующий настрой предстояния перед Высшей Силой — Богом. Некоторые молитвы (в основном импровизированные) никогда не должны звучать при ком-то…

Молитвы вопреки широко распространенному мнению по большей части играют роль не столько утешителей рода людского и не столько роль попрошайничества перед Богом, сколько роль Духовно-гигиенических средств нашей повседневности. Хорошая молитва, да еще и верно произнесенная способна во много сотен раз превзойти по полезности и эффекту парную, душ, массаж. Объясняется это просто. Молитва воздействует словом — первопричинной Силой всего Сущего и она направлена на суть человека напрямую. Эффект от нее — мгновенен, а последствия — устойчивы и долгосрочны. Но чтение молитв требует умения, знания некоторых основных правил и требований.

Например, читать многие молитвы нужно обязательно вслух и обязательно очень громко, выразительно, чтоб ваш голос звучал уверенно и твердо. Нужно сначала создать себе соответствующий настрой предстояния перед Высшей Силой — Богом. Некоторые молитвы (в основном импровизированные) никогда не должны звучать при ком-то постороннем. Они…

Сегодня нередко в руках верующих христиан можно увидеть молитвенники - книжки, в которых приведены молитвы Богу на разные случаи жизни. Утром и вечером такие верующие тоже зачастую молятся заученными словами. А многие христиане прямо заявляют, что Богу не молятся, так как не знают молитв. Какие же молитвы необходимо знать, и как правильно молиться Богу?

Ряд богословов учат своих прихожан, что молитва из молитвослова поможет верующему и благоугодна Богу. Например, в книге «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» (Москва, 2002) описан процесс утренней и вечерней молитвы: «Молитвенное правило, которое должно совершаться утром и вечером: «Слава Тебе, Боже наги, слава Тебе”; «Царю Небесный”; «Трисвятое”; «Отче наш”; «Господи, помилуй” - 12 раз; «Приидите, поклонимся”; Псалом 50; «Символ веры”; «Богородице Дево, радуйся” - 3 раза. После этого 20 молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя” - при каждой молитве земной поклон. Затем другие 20 таких же молитв и…

Памятка православного христианина Памятка православного христианина

О некоторых основах и правилах церковной жизни

I. Что следует знать православному христианину
II. Как держать себя в храме
III. Об исповеди
IV. О причащении
V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен
VI. Правила, касающиеся отношения мирянина к своему духовнику
VII. Важнейшие праздники года
VIII. Посты
IX. Домашняя молитва и духовное чтение

Введение

Христианство - не просто теория, мировоззрение и не только моральное учение, а новая жизнь, которая охватывает все сферы человеческого бытия: умственную, нравственную и духовную. Нельзя быть христианином, если нет внутренней убежденности в истине Христова учения. Нельзя им также быть, если не ставишь своей задачей исполнение нравственных заповедей Евангелия. Но убежденность и мораль являются, скорее, лишь средством для главной цели христианской жизни - духовного Богообщения, стяжания Духа Божия….

Здесь надо сразу сказать, что самая сильная молитва – это «Отче наш», ибо так молиться нас научил сам Иисус Христос.

«Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должникам нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Однако, кроме молитвы «Отче наш», есть и другие сильные молитвы, которые помогают нам в тех или других ситуациях. Не всегда у нас получается построить своё счастье. Человек иногда бывает слаб, у любого из нас может отказать сила воли, но несмотря на это, все хотят быть счастливыми. Для достижения этого самого счастья есть сильные молитвы, которые помогают нам обрести желанное. Но существование сильных молитв не говорит о том, что можно сидеть, ничего…

Скажу сразу - Псалтырь читать не просто. Вернее, читать-то можно, но понять... Совершенно не привычные обороты и слова для современного человека, даже если читаешь Псалтырь по-русски. Но лучше, конечно, читать его на церковно-славянском. Сначала язык заплетается в каждой букве и слове, семь потов сходит. Но со временем, когда привыкаешь - открывается удивительный и яркий мир Песней Давида . Псалтырь разительно отличается по стилю и слогу от всей остальной Библии и молитвослова, от Акафистов и Канонов. Ощущение, что погружаешься в мир древности, в мир Ветхого Завета. Словно пески времени утекают сквозь пальцы, оставляя в сознании светлое чувство сопричастности к божественному.

О Псалтыри

Молиться по Псалтыри - самый древний способ молитвы, раньше Иисусовой молитвы или символа Веры. Традиционно считается, что Псалтырь - сборник Песней царя Давида . Некоторые псалмы были написаны другими авторами , о них прямо указано в самих песнях: Моисей-пророк, Асаф - главный псалмопевец царя. Позднее в Талмуде в числе авторов указаны ещё ряд имён. В Псалтыри традиционно 150 Песней . Есть ещё 151 псалом . Он не считается каноническим и посвящён царю Давиду , автор не известен, печатается в православных книгах и читается, как и другие.


Как читать Псалтырь правильно

У каждой конфессии в христианстве свои правила прочтения Псалтыри. Разберу то, что знаю - для православных .

Псалмы поделены на двадцать Кафизм , каждая содержит разное количество песен и завершается дополнением в виде тропарей и завершающей молитвы. Псалтырь обязательно читается на богослужении круглый год , кроме десяти дней, начиная с Великого Четверга на Страстной неделе, до антипасхи (Фоминой недели). А Великим Постом прочитывается аж дважды за неделю . Можно читать келейно - то есть, дома . Правила прочтения не сложные.

Перед началом читаются предначинательные молитвы , известные каждому, кто молится и ходит в храм. Их можно найти в молитвослове . На каждой "Славе" , которая делит Кафизму на несколько частей, также читаются молитвы:

  • Слава и Ныне;
  • Аллилуйя - три раза;
  • Господи помилуй - три раза;
  • Слава.

Заканчивается Кафизма молитвами, написанными в конце.


17 Кафизма - особенная

Почему? Потому что именно эту Кафизму традиционно читают за усопших в особые поминальные дни . Она состоит из одного 118 псалма , самого длинного из всех. Вообще, принято читать Псалтырь все сорок дней для поддержки души ушедшего от нас дорогого человека. Для православной души нет ничего полезнее и лучше молитвенной помощи родных. Потому нужно найти время и силы, чтоб почитать эту Кафизму в особенные дни поминовения - третий, девятый и сороковой день, а так же в годины и родительские субботы . Порядок прочтения немного другой , чем обычно:

  • В начале читаются те же самые предначинательные молитвы , что указаны выше.
  • На каждой Славе, помимо вышеуказанных, добавляется специальная поминальная молитва , которую нужно найти в "Последовании по исходе души и тела" , которая начинается со слов: Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде..."
  • В конце - читаем всё, что напечатано в конце кафизмы.

Обратите внимание на важную мелочь. В церковном языке нет буквы "Ё" . Потому читайте все через "Е".

Читайте и наслаждайтесь искусством древней молитвы и песни Богу.

Детально: какие псалмы нужно знать наизусть?.

  • КНИЖНИКИ времен Иисуса тоже знали наизусть все Моисеевы книги и что, Господь к ним благоволил? Главное, чтобы польза от знания Псалтыря была, уметь жить этими знаниями, а не просто их знать наизусть.

  • Мне кажется, что если постоянно и самое главное вдумчиво, т.е. с пониманием, читать Псалтирь, то постепенно она откладывается в памяти. Причем надо отметить, что запоминаться может только часть псалма, может быть даже отдельная фраза из него, та которая вас тронула. И так шаг за шагом, фраза за фразой, запоминается псалом. И не только запоминается, но и проникает внутрь вас. Механическое же заучивание не только не полезно, но и вредно… Ну, мне так кажется.

  • То, что ложится на сердце - то само и запоминается.
    А то, что вдалбливаешь в ум “потомучтотакнадо” - оно всё вне сердца.
    Кроме того, про человеческие правила Бог сказал, что исполнение их - тщета (напраслина) для человека.

  • Но ведь можно учить Псалтирь и не “механически”…, ну, как дети, в школе. Ведь именно благодаря школьной программе я знаю Пушкина, Лермонтова, Есенина, Некрасова и т.д. И хотя смысл их стихов, в школьные времена, не всегда мне был понятен или точнее сказать, был иным, чем сейчас к примеру, эти стихи оказали свое влияние на мое воспитание.Может быть так же происходит и с заучиванием Кафизм Псалтири?

    Олег Лесняк и МДенис нравится это.

  • Святитель Феофан Затворник в своих письмах даже советует учить наизусть те псалмы, которые вдохновляют и трогают.

  • Маргарита Ш. сказал(а):

    Святитель

    Феофан Затворник

    в своих письмах даже советует учить наизусть те псалмы, которые вдохновляют и трогают.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Это понятно. Неплохо бы знать наизусть Шестипсалмие, псалмы, которые звучат на Богослужении, но речь идет о знании наизусть всей Псалтири. А это значит, что нужно заучивать и те тексты, которые не понятны, но вполне возможно в будущем окажут свое влияние на человека…, как стихи из школьной программы.

  • Хорошая мысль! Выучить Псалтырь наизусть это возможно?

  • А Вы попробуйте, Антон, а потом нам расскажете.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

  • Первый вопрос, на который следует ответить перед началом заучивания Псалтири: зачем ее заучивать? Второй вопрос: при каких условиях заучивание полезно, а не душевредно? На вопрос о возможности выучить Псалтирь, ответ дан историей Христианской Церкви. Да, выучить Псалтирь может как монах, так и мирянин.

  • Интересная аналогия Александр. Простая и понятная. Мне в голову не пришел пример с детьми и школой.Я могу привести другую: Молитва означает разговор с Богом. Молитве нужно и можно учиться. Псалтирь- единственная книга Библии, которая содержит, только молитвы. Псалтирь- молитвенник, не случайно помещенный в Библию. Все Священное Писание-Слово Божие. Устами Давида говорит Сам Господь(Евр.10:5). Факт включения молитвенника в Библию свидетельствует о том, что Слово Божие-это не только Его Слово, обращенное к нам, но слово, которое Он хочет услышать от нас. Ребенок учится говорить, потому, что с ним говорят родители. Так и Бог говорит с нами языком Писания и Сам научает нас, как нам говорить с Ним. Молясь на языке Псалтири, мы можем быть уверены, что говорим Богу на Его языке. Почему стоит знать Псалтирь наизусть? С иностранцами можно общаться жестами, многие так и делают. Но многие другие понуждают себя учить языки. Пристало ли нам с Богом говорить со” словарем “? Нужно ли знать всю Псалтирь наизусть? Желательно. Какой язык еще мы знаем наполовину?

  • пальваль игорь сказал(а):

    Псалтирь- единственная книга Библии, которая содержит, только молитвы. Псалтирь- молитвенник, не случайно помещенный в Библию. Все Священное Писание-Слово Божие. Устами Давида говорит Сам Господь(Евр.10:5)

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Да, все писание Боговдохновенно. Тексты Библия, ровно как и слова Псалтири, обращены к человеку… К человекам жившим несколько тысяч лет назад, к современникам и к будущим поколениям. Наверное, всё же, смысл некоторых текстов не был раскрыт людям Ветхозаветной Церкви, а то что будет открыто будущим поколениям, скрыто от нас… Поэтому-то, мне кажется, сейчас Церковь и не использует многие Псалмы в Богослужениях, но всё может измениться в будущем. Кто знает, кто знает…

    В таком случае нет нужды заучивать то, что от нас сейчас скрыто?

  • Псалтирь это несомненно великая книга, ядро Священного Писания наряду с Евангелиями и важнейшая книга Ветхого Завета. Однако запоминать её как стишок по мне так может быть даже вредно, т.к. так уходит глубинный смысл и переходят на второй план другие книги.

  • Полагаю, что если человек постоянно читает Псалтирь, то рано или поздно, но он запомнит многие псалмы наизусть.

  • Нет Андрей. Псалтирь читается в Богослужении в сокращенном варианте не потому, что бережет тайну Писания для будущих поколений, а потому, что вся служба сократилась по причине немощи современного человека. В самом деле, мало кто отстоит сегодня 5-и часовую Литургию, например. Дальше нас ожидает скорее дальнейшее сокращение. К тому же, в полной мере, тайна Писания не откроется человечеству вплоть до наступления Будущего века. И если мы решим учить псалмы сейчас, то мы будем учить то, что не до конца понимаем. Но это не повод отказываться от заучивания Псалтири, как не было поводом для сонма святых.

  • Заучивание Псалтири,-это труд. И труд не всегда бесполезный. Это можно сравнить с семенем, брошенным в почву. Если человек духовно развивается, и чувствует от своего труда сначала удовлетворение, затем вдохновение, то это значит слова из Псалтири “прорастают” и дадют свой плод… Непонятные и заученные места вдруг как бы “открываются” и становятся понятными. Но если человек не ищет “Царствия Божия” то Боговдохновенные тексты, как зерна брошенные при дороге будут растоптаны или их склюют птицы…
    Вообщем учить Псалтирь наизусть или не учить, каждый человек должен решать сам: кому-то это даже очень полезно, а кому-то и не очень…
    Псалтирь я не знаю наизусть и заучивать тексты не пытался… Но вот утренее правило я знаю наизусть и могу читать его по памяти и вот что заметил. Некоторые слова читаешь каждое утро изо дня в день, и некоторые из них не понятны, а может быть и понятны, но не проникают “внутрь”, не трогают тебя… Но в один день происходит как бы озарение и фраза, вроде бы уже “замыленная”, читаемая “на автомате”,вдруг открывается своей ёмкостью, глубиной… Вообщем, ради этой минуты стоит учить.

  • Вообще,наверное чУдно молиться Богу, воспевая Его Псалмами царя Давида…

  • Вы, конечно, правы Александр, и Вы начали отвечать на вопрос, при каких условиях заучивание Псалтири может быть полезно. Если позволите, для начала, хочу предложить для обсуждения причины, по которым, на мой взгляд, Псалтирь стоит заучивать: 1. В подражание Христу, Апостолу и Святым. 2. Для обучения молитвенному языку и приобретению навыка в молитве. 3. Для преодоления помыслов и очищения от греха. 4. Для вооружения на всякое обстояние, а знание Псалтири на память-это оружие, которое всегда при нас. Прочтем” Яко ты люди смирные спасеши и очи гордых смириши”, и научимся смирению. Согрешим делом или словом, читаем 50-й. Напали помыслы, читаем ” Да воскреснет Бог, и да расточатся враги Его”, напал страх читаем 90-й и т.д. 5. Заучивание Псалтири есть без сомнения аскетическое усилие, которое, конечно, не имеет самоценности, но лучшим образом подходит для подтверждения и желания человека в деле спасения. И при условии синергии с Божественной волей может привести к стяжанию Божественной благодати. Согласитесь ли Вы с этим?

    Вадим Ламзиков нравится это.

  • пальваль игорь сказал(а):

    Заучивание Псалтири есть без сомнения аскетическое усилие, которое, конечно, не имеет самоценности, но лучшим образом подходит для подтверждения и желания человека в деле спасения.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Без сомнения! Сирафим Саровский на вопрос “Что значить стяжать Духа Святаго?” отвечал, что купцы торгуют больше тем товаром, от которого имеют больше выгоды. Так и в духовном развитии, человек должен более усердствовать в том, что его более всего научает и продвигает в духовном совершенстве. Поэтому, если человек чувствует, что заучивание Псалтири наизусть это “именно его” и видит “отдачу”,тогда вперед, без сомнения!

  • 1. Чтобы понимать богослужение, надо знать псалмы Псалтирь – книга Ветхого Завета, на которой фактически основано все православное богослужение. Во всех службах используются псалмы в больших количествах. Например, в начале вечерни поется псалом 103, а в начале утрени читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. На литургии (или на обеднице) поются псалмы 102 и 145. И это только самые очевидные примеры.

    2. Если купить издание Псалтири, там уже будет все, что нужно В Псалтири 150 псалмов, и они разделены на 20 групп, которые называются кафизмы. Каждая кафизма разделена еще на три части, между которыми вставляются короткие молитвы. Обычно в изданиях Псалтири уже есть все разделения и напечатаны вступительные и промежуточные молитвы, что удобно. В принципе такие издания легко гуглятся.

    3. Нельзя останавливаться перед трудным текстом Чего может не быть в купленной Псалтири – так это пояснений и перевода текста. Псалмы это древняя духовная поэзия. Из-за поэтических выражений и особого стиля и ритма, в который надо «врубиться», псалмы поначалу очень плохо воспринимаются на слух и при чтении. Часто трудно понять, что значит какое-нибудь место на церковно-славянском языке. Можно разобраться в трудных местах с помощью русского перевода или толкований святых отцов. Самые известные толкования – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Афанасия Великого.

    4. Можно читать Псалтирь дома так же, как ее читают в храме Псалтирь прочитывается на службах полностью каждую неделю. На вечерни читается одна кафизма, а на утрени две кафизмы. В субботу вечером начинается новая неделя и новый круг чтения Псалтири, поэтому всегда читается первая кафизма, а на воскресной утрени всегда кафизма вторая и третья. Получается, такая схема чтения:

    Суббота (вечерня): кафизма 1 Воскресенье: 2,3 Понедельник: 4, 5 , 6 Вторник: 7, 8, 9 Среда: 10, 11 , 12 Четверг: 13, 14, 15 Пятница: 19, 20, 18 Суббота: 16, 17

    5. Главное: Псалтирь это книга, по которой хорошо молиться И делать это очень рекомендуют святые отцы. Можно читать дома отдельные псалмы или кафизмы, добавляя короткие молитвы в начале и между частями кафизмы так же, как это делают в храме. Они обычно уже есть в изданиях (см. пункт 2).

    В начале: “Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) В середине: “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза). Господи, помилуй (3 раза). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

    Можно следовать кругу чтения, который совершается за неделю, и читать те кафизмы, которые положены в этот день недели: первые две читаются утром, третья вечером. Или выучить любимые псалмы и вспоминать их в течение дня по примеру многих святых, которые знали Псалтирь наизусть целиком.

    Есть еще совет вспоминать в тех же целях отдельные стихи из псалмов. Например, Пс.117 стих 10-11: Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им (то есть: все народы, обходя, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им)

    Просмотры (2621)

    Сегодня мы будем говорить о воскресных чтениях Евангелия от Луки. О том, как воскресший Христос явился ученикам, «показа им руце и нозе и ребра Своя», они пришли в страх, Он сказал: «Почто помышления входят в сердца ваша»? указывая, что Он знает сердца и видит не только внешнее смятение, но и бурю внутри человеческого сердца. «Яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:38,39). Когда они неверовали, он взял перед ними мёд, печеную рыбу и ел. Не потому что голодал, но потому что доказывал таким образом телесность Своего воскресения. Затем Он говорил:

    «Рече же им: сия суть словеса, яже глаголах к вам, еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове, и пророцех и псалмех о Мне.

    Тогда отверзе им ум, разумети Писания».

    («И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

    Тогда отверз им ум к уразумению Писаний»).

    Остановимся на этих словах.

    Он говорит – вот слова пророка Моисея, и «отверз им ум» понимать написанное. Это были евреи, которые читали Писание постоянно по субботам, всю жизнь, в домах читали, это была самая образованная нация. Он отверз им ум, сказав – исполнилось всё, что писано «о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Что мы знаем о Христе, написанное в законе Моисеевом? Имеется в виду пять книг Моисеевых – Бытие, Исход, Левит, Второзаконие и Числа. О Нем там много написано. Иудейские книжники говорили, что в Писании нет ни одной страницы, где не было бы слов о Мессии, нужно уметь это видеть. Например, история Иосифа. Это история Христа. Невинный, девственный, пророческим даром одаренный, братьями преданный, в плен попавший, блудной женой соблазненный, но не соблазнившийся, в тюрьму севший за целомудрие, вошедший во славу – это яркий образ Христа. И таких образов в Писании множество. Моисей, начинающий свою жизнь от воды, небольшой просмоленной корзинки, в которой его пустили по воде, и по воде он плыл, чтобы не быть жертвой убийства, и был найден купавшейся дочерью фараона. Вода – начало Моисея, вода – начало Евангелия. Предтеча пришел на Иордан крестить, Христос пришел на воду, с воды начинается Евангелие. Писания Ветхого и Нового Завета едины. Как говорит Блаженный Августин, Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете, а Новый Завет скрыт в Ветхом Завете.

    Исполнилось всё, о чем говорилось в пророках и псалмах. Вообще, христианину псалмы нужно знать наизусть. Здесь мы прикасаемся к серьезной теме нашего религиозного невежества. Есть церковные правила, что нужно знать наизусть всю Псалтирь. Каждому епископу, священнику и дьякону, то есть всякий человек, принимающий посвящение в сан, должен знать Псалтирь наизусть. В Псалтири самая «качественная» проповедь о Господе. Написано о Христе много – и у пророков и в псалмах, но это закрыто, в том смысле, что человек может читать и не понимать. Для того, чтобы понять написанное, нужно иметь открытый ум. Об этом пишет Павел во Втором послании к коринфянам – евреи читают Писание, читают его больше чем мы, ежедневно читают, вникают, изучают, но покрывало на лице лежит, и они не понимают, о чем читают. Покрывало снимается Христом. Они читают, но не понимают, мы понимаем, но не читаем. Христос открывает человеку разум для понимания Писания. Если Христос откроет вам разум для понимания Писания, у вас не будет никакого интереса в жизни из чтения, кроме как читать Писания Ветхого Завета и находить там «следы» Христа.

    Христос воскресший открывает разум апостолам к разумению Писания. (Лук.24:46) И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, чтобы было проповедано во имя его покаяние, отпущение грехов во всех языцех, то есть народах. У апостолов открылся разум, и они теперь должны идти открывать разум другим. Апостолы – это свидетели Христова пришествия. Свидетель – это тот, кто видел.. И они могут говорить в проповеди не «я прочитал», «я понял», «я додумался», а «я видел». Так говорит Иоанн Богослов – я видел и руки мои осязали. Свидетель – это участник событий, который видел, слышал, прикасался.

    Важным является то, что Христос отверзает человеку разум к пониманию Писания. Без отверзения разума человек не может понять Писания. Все христиане должны быть читателями и изучателями священного Писания. Если вы этим не занимаетесь, то видимо вы отлыниваете от христианского звания. Если Писание для вас не настольная книга, если вы не знаете названия всех книг, вы уклоняетесь от серьезных занятий. Все христиане должны быть людьми, упражняющимися в чтения Священного Писания. Это особое чтение. Например, Толстого в его лучших произведениях, «Война и мир», можно на ночь прочитать страниц 150. Апокалипсис, или Исайю, или Даниила, можно прочесть 1-2-3 главы, а дальше не сможете – потому что слишком плотный текст. Слишком много благодати, слишком тяжело впитывать подаваемое. Человек не готов – половину не понимает, другую половину понимает, но она его пугает. И он, насыщенный, останавливается. Чтение Писания – это труд. Чтение газет – это отдых, чтение беллетристики – это убийство времени, чтение любимых писателей или поэтов – это наслаждение. Чтение Писания – это не наслаждение, не убийство времени, не отдых, это труд. Христианин, не читающий Священного Писания, это лентяй и дезертир. По сути, он сбежал с поля боя, так как чтение Писания есть некая духовная война. Война меня с самим собой, война Бога с грехом, война Христа с дьяволом, война, в которой мы участвуем, вы должны читать Писание – иначе как Бог вам откроет ум?

    Сначала вы читаете Писание, читаете месяц, два, осознаете, что там много непонятного, думаете, кто бы мне объяснил. А потом происходит, что Бог открывает ум к пониманию Писания. Если ты вообще не читаешь Писания, то ты согрешаешь. Златоуст говорил: «Все грехи мира – от незнания Писания». Правители были бы наполнены смирением и страхом Божиим, если бы читали Писание. Они бы видели, как поступает Бог с Киром, с Навуходоносором, с Седекией, Давидом, Соломоном, и как это страшно – быть во главе народа. Простые люди были бы другими, если бы знали Писание.

    Писание надо читать. Говорят, я ничего не понимаю. Правильно, ты читаешь и ничего не понимаешь, почему? Потому что Бог открывает разум человеку для понимания Писания. Если Бог тебе это не откроет, так и будешь читать как сказки, как притчи. Но чтение все равно надо начинать. Нет ни одной службы в церкви, на которой не было бы чтения Священного Писания – чтение постоянно, без этого нет богослужения. Человек, знающий грамоту, обязан читать ежедневно Священное Писание. К этому надо прийти, мы пока к этому не пришли. Не пришли по разным причинам – по причине исторической инерции, у нас долгое время – годы, столетия – люди были неграмотны, они Писание воспринимали на слух. Сейчас все грамотны. Откройте для себя эту нишу и заполните ее трудом. С кем не поговоришь – никто ничего не знает. Спросите у человека, что написано в книге Бытия, в такой-то главе? Он на тебя глаза вытаращит.

    Все грамотные, у всех крестики на шее. Господь говорит с нами через Писание. Блаженный Августин говорил: «Когда ты молишься, ты говоришь с Богом, когда ты читаешь Писание, Бог говорит с тобой». Это диалог. Монолог бесполезен. Начинайте просвещаться и понимать изнутри, что есть воля Божия. Начинайте читать всё то, что вы еще не читали. А затем Бог вам откроет разум к пониманию Писания. От вас начнется труд, от Бога начнутся подарки – будет открывать разум к разумению Писания.

    О. Андрей. На Апокалипсис толкований мало – он не читается в богослужении. А вот Апостол, Евангелия – должны толковаться. Писание прочитанное и не истолкованное – это слова на воздух. Есть такой принцип Scriptura non est legenda, sed intelegenda: Писание - это не то, что читается, а то, что понимается. Если человек читает, но не понимает, он читает даром, пока ему не объяснят. Апокалипсис не читается на богослужениях, потому что его трудно объяснять. Читать Библию начинать надо не с Апокалипсиса, а с книги Бытия. Это журнал читают с конца, с кроссвордов, а Библию нужно читать с начала, с Бытия. Потом нужно читать Евангелия. Можно сначала Евангелие прочитать. В свете Нового завета надо понимать Ветхий Завет. Но в любом случае Апокалипсис нужно читать в конце. Читать надо постепенно – Евангелие, Деяния, и только потом – Апокалипсис. Не раньше! Человек, не знающий, но толкующий Евангелия, Деяния, Послания – шарлатан.

    Толкования можно читать любые святоотеческие. У Святых отцов нужно искать не подробного объяснения каких-либо конкретных стихов, а принципа подхода к толкованию текста – исторический, экзегетический, буквальный, духовный. Этим нужно заниматься – нужен труд, постепенная, неспешная работа.

    Вопрос. Духовник моей сестры благословил нас, несколько человек, читать Псалтирь о здравии и о упокоении. Очень много имен. Я читаю Псалтирь, молюсь, уже года два, третий. Но однажды я услышала, как раз по «Радонежу», что это не такое простое дело, как казалось бы. И смутилась.

    О. Андрей. Поскольку вас благословили, то всю тяжесть на себя возьмет тот, кто благословил. А тяжесть есть. Прежде всего от того, что вы, можно сказать, вмешиваетесь в жизнь другого человека. Тот, кто благословил, тот и понесет на себе тяжесть связанных с благословением вопросов. Псалтирь читайте, поминайте усопших – вы работаете по послушанию, вы совершаете труд послушания и молитвенной любви. Совершайте его. Думать об ином должны благословляющие.

    Вопрос. Скажите, пожалуйста, по поводу сквернословия. Всё вокруг так этим заражено. Вчера я посмотрела видеоролик, запись боя в Новороссии, эти бойцы, за которых мы молимся, желаем им победы, считаем их своими братьями… мы видим в Новороссии зачаток действительно новой России. Как к этому относиться?

    О. Андрей. Вы действительно думаете, что там, под пулями, среди смертей, можно изъясняться на языке французского салона? Конечно, там мат с кровью пополам. А разве бывает война иной? Давайте относиться к этому всему трезво и спокойно. Спокойно в том смысле, что экстремальная ситуация рождает экстремальное поведение. Люди не могут дышать благоуханием, когда кругом кошмар. Не завышайте требования к простому человеку. Простой человек смотрит смерти в лицо, в ее костлявую морду, похоронил своих родных и друзей, над ним свистят пули и снаряды, а вы желаете, чтобы он изъяснялся на языке Буало или Державина? Ясно, что будет мат, как иначе? Меня удивляет не то, что они матерятся, а то, что вы спрашиваете. Вы жизни совсем не знаете? Она очень страшная на самом деле. Это простые люди, которые воюют, смотрят смерти в глаза, в пустые глазницы пустого черепа. Мы, в тепле сидя, должны относиться к этому, по крайней мере, с пониманием, без претензий. Претензии – это свойство глупого человека. Будьте умней.

    Вопрос. Батюшка, вы затронули важную тему. Раньше Библию не продавали, мы читать ее не могли. Я успела прочитать Новый Завет, пыталась читать Апокалипсис, но пока не стала. Сейчас слушаю о. Олега Стеняева с разъяснениями, о. Даниила Сысоева. Меня тоже волнует этот вопрос. В основном, слушаю, не читаю, так как глаза слабеют. Как нам таким быть?

    О. Андрей. Как есть, так и быть. Вы озвучили свой режим питания духовного – Даниил Сысоев, Олег Стеняев, Радонеж. Добавить нечего. Всё хорошо, слушайте всё, что можете слышать. Запоминайте побольше, чтобы оставалось в памяти и чтобы впоследствии это можно было вспомнить и в уме «перемолоть». Помогай Бог!

    О. Андрей. Из предпоследнего вопроса для меня открывается интересная тема – когда мы хотим сильно много от чего-то, мы ничего не получаем. Например, мы хотим монархию. Допустим, у нас есть православный монарх, и вдруг он сделал что-то такое, что нам не нравится. Потому что мы идеализируем его, думаем, что это ангел, а это человек. И он, исходя из церемониальных обязанностей, например, послал телеграмму Папе Римскому с поздравлениями с днем Ангела, и половина православной Руси восстала тут же – зачем православному монарху поздравлять еретика? Вот и появляется проблема. Если мы много хотим, мы обрекаемся на большие проблемы. Чем меньше хочешь, тем больше достигаешь. Нельзя иметь иллюзорные, возвышенные представления о человеке. То же можно сказать и о войне. Война – это кровь, грязь, страх, животный страх, который не контролируется рассудком, не надо ждать, что бойцы будут ангелами, или рыцарями. Так и везде – мы хотим от священников, чтобы они были ангелами, хотим, чтобы власть была ангельская, а она не ангельская. В Украине собрался на площади народ, потому что власть плохая. Теперь хорошо стало? Когда было меньше трупов – при старом режиме или при сегодняшней демократии? Когда мы сильно много хотим, мы сами нарываемся на большие неприятности. Поэтому хотите поменьше. Даже если от себя самого многого хотеть, тоже будете страдать, не получится быть абсолютно святыми. Будете мучиться, страдать, унывать от того, что вы не святые, а это опасно. Давайте корректировать свои запросы к жизни в соответствии с реальным положением дел.

    Вопрос. На Всенощной поется «Научи меня Господи, оправданием твоим», что мы простим у Господа этими словами?

    О. Андрей. Я благодарен всем, спрашивающим по Писанию. Это слова из 17-й кафизмы, 118 псалма, из так называемого Великого псалма. Псалом посвящен расширенному учению о Законе Божием, о заповедях. Заповедь – это приказ Господень. И оправдание – это тоже заповеди. Оправдание – это синоним заповеди. Оправдания, пути, заповеди – это синоним одного и того же, воли Божьей о человеке.

    О родителях Иоанна Крестителя, Захарии и Елизавете сказано, что они были беспорочные, ходящие во всех заветах, законах и оправданиях Господних. Оправдания – это поэтическое воспевание заповедей Божиих. «Научи меня Господи, оправданием твоим» означает научи меня делать такое, чтобы я оправдался перед лицом Твоим. Например, Господь говорит, не презирай сироту, не обижай вдову, не смейся над калекой, помогай нуждающемуся, в протянутую руку положи денежку, помни день субботний. Делай это и оправдаешься перед Господом. Оправдание – это заповеди Господни, выполнением которых человек оправдывается перед Господом. Научи меня, что мне нужно сделать, чтобы получить Твое оправдание – врага простить, молиться, сокрушить сердце свое, оплакать грехи свои, примириться с врагами, и Господь укажет, что надо сделать для оправдания.

    Подобные вопросы очень полезны. Когда человек спрашивает о Господе, о словах благодати, то получает пользу несравнимую и вопрошающий, и отвечающий, и слушающие. Если слово Господне среди нас, значит, Господь посреди нас. Как в Евангелии сказано: «Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них» (Мф. 18:20).

    Оправдание – откровение Божие о воле Своей, о том, что надо делать человеку, чтобы он нашел милость в глазах Господних. Призрение сирот, погребение странников, раздача милостыни, хранение постных дней, чтение Писания, упражнение в страхе Божием, размышление о Господе, память о Господе утром и вечером – это всё вместе и есть оправдание Господне.

    Попутно замечу, что 118-й псалом, 17-я кафизма, это кафизма, написанная специфически, в еврейском языке есть 22 буквы, и кафизма составлена так, что она состоит из 22 частей, в каждой из которой по 8 стихов. Соответственно, каждые из восьми стихов начинаются с очередной буквы алфавита – восемь стихов на букву «алеф», восемь стихов на букву «бет», восемь стихов на букву «гимель» и так далее, 22 раза по 8 стихов. Получается 176 стихов. Это не просто вдохновенная песнь, это искусно подобранные поучения из Слова Божьего. Евреям заповедывалось учить ее наизусть для того чтобы по дороге в Иерусалим (а Закон оговаривал трехкратное пребывание каждого мужчины в Иерусалиме в год) не болтали, а читали 118 псалом. Это 176-стиховое песнопение является пространным гимном в честь заповедей Господних. Читайте эту кафизму, выучивайте ее наизусть.

    Вопрос. Можно мне не спросить, а просто сказать. Батюшка, я настолько бываю довольна, слушая ваши проповеди, и когда вы выступали, будучи на Украине, и сейчас, повторения могу слушать хоть сто раз. Читала ваши бесподобные книги. Я кланяюсь вам и Господа благодарю, что у нас есть такие замечательные проповедники. Спаси Господь вас всех.

    О. Андрей. Да спасет Господь мою бедную душу за ваши добрые слова. Спасибо вам, дорогая сестра. Я надеюсь, что мы недаром трудимся. Хотя, как говорил Федор Иванович Тютчев:

    «Нам не дано предугадать,

    Как слово наше отзовется, –

    И нам сочувствие дается,

    Как нам дается благодать».

    Неожиданно, как Дух Божий дышит, к нам приходит сочувствие от тех, кто слушает нас.

    Желаю всем вам завтра дойти Божьего храма, желаю, чтобы Господь прилагал всех спасаемых к Церкви, чтобы умножалось число людей, читающих Писание, любящих Господа, кающихся в грехах своих. Мир вашим жилищам, семьям, радости вам о Господе. До следующей встречи. Аминь.

    Какие молитвы нужно знать наизусть?

    Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

    Каждый православный христианин должен знать наизусть молитву Господню: «Отче наш…», так как именно она читается перед вкушением пищи.

    Также, необходимо знать наизусть и Символ веры, чтобы твердо знать главные догмы православной веры.

    Конечно, знание наизусть двух молитв – недостаточно. Отсюда вопрос: какие молитвы, помимо вышеупомянутых, должен знать православный христианин наизусть?

    Отвечает протоиерей Вадим Новиков:

    Во-первых, необходимо знать:

    Десять заповедей Закона Божия:

    1) Аз есмь Господь Бог твой да не будут тебе бози инии, разве Мене.
    2) Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе (т.е. вверху), и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
    3) Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
    4) Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
    5) Чти отца и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
    6) Не убий.
    7) Не прелюбы сотвори.
    8) Не укради.
    9) Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна (т.е. не клевещи).
    10) Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего (не завидуй).

    Девять заповедей блаженства:

    1) Блажени нищие духом, яко тех есть царствие небесное.
    2) Блажени плачущий, яко тии утешатся.
    3) Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
    4) Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
    5) Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.
    6) Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
    7) Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
    8) Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.
    9) Блажени есте, егда поносят вам, и иждинут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

    Во-вторых, кроме молитв «Отче наш…» и «Символа веры…», хорошо бы знать псалом 90 (Живый в помощи Вышняго), псалом 50 (Помилуй мя, Боже) и «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…»

    К словам священника хотим добавить краткое пояснение:

    90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…» обладает великой силой, вселяя веру в читающего сию молитву. Также и молитва Животворящему Кресту Господню: «Да воскреснет Бог и расточаться врази его…» имеет великую власть над самыми злейшими нашими врагами – бесами, которые вечно мешают нам жить по любви, толкая нас на губительный путь грехов.

    50-й псалом «Помилуй мя, Боже», - это покаянное воззвание к Богу, в котором мы испрашиваем у Бога прощения наших грехов, и просим Его очистить наше сердце и душу от всего суетного и греховного.

    В этом и заключается жизнь христианина, чтобы время от времени отрывать свой взгляд от мирской суеты, и устремлять его к Небесам, к Богу.

    Какие молитвы ребенок должен знать наизусть?

    Молитва о семейном благополучии

    Молитва родителей о детях – залог успеха воспитания

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

    Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», - говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.

    Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

    Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.

    Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

    «Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

    Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».

    Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

    Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

    Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения , в . По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

    Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

    Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

    Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

    Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

    Молитва Святому Духу

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

    Трисвятое

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

    Молитва ко Пресвятой Троице

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй. (Трижды).

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
    Господи помилуй
    (12 раз)

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

    Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

    Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

    На «Славах»

    Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

    Господи, помилуй. (3 раза)

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

    Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя ), родителей моих (имена ), сродников (имена ), начальников, наставников, благодетелей (имена ) и всех православных христиан.

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена ) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

    И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

    Молитва «Господи, помилуй » читается 40 раз.

    Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.


    Информация для новоначальных

    1. Чтобы понимать богослужение, надо знать псалмы

    Псалтирь – книга Ветхого Завета, на которой фактически основано все православное богослужение. Во всех службах используются псалмы в больших количествах. Например, в начале вечерни поется псалом 103, а в начале утрени читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. На литургии (или на обеднице) поются псалмы 102 и 145. И это только самые очевидные примеры.


    2. Если купить издание Псалтири, там уже будет все, что нужно

    В Псалтири 150 псалмов, и они разделены на 20 групп, которые называются кафизмы. Каждая кафизма разделена еще на три части, между которыми вставляются короткие молитвы. Обычно в изданиях Псалтири уже есть все разделения и напечатаны вступительные и промежуточные молитвы, что удобно. В принципе такие издания легко гуглятся.


    3. Нельзя останавливаться перед трудным текстом

    Чего может не быть в приобретенной Псалтири – так это пояснений и перевода текста. Псалмы это древняя духовная поэзия. Из-за поэтических выражений и особого стиля и ритма, в который надо «врубиться», псалмы поначалу очень плохо воспринимаются на слух и при чтении. Часто трудно понять, что значит какое-нибудь место на церковно-славянском языке. Можно разобраться в трудных местах с помощью русского перевода или толкований святых отцов. Самые известные толкования – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Афанасия Великого.


    4. Можно читать Псалтирь дома так же, как ее читают в храме

    Псалтирь прочитывается на службах полностью каждую неделю. На вечерни читается одна кафизма, а на утрени две кафизмы. В субботу вечером начинается новая неделя и новый круг чтения Псалтири, поэтому всегда читается первая кафизма, а на воскресной утрени всегда кафизма вторая и третья. Получается, такая схема чтения:

    Суббота (вечерня): кафизма 1
    Воскресенье: 2,3
    Понедельник: 4, 5, 6
    Вторник: 7, 8, 9
    Среда: 10, 11, 12
    Четверг: 13, 14, 15
    Пятница: 19, 20, 18
    Суббота: 16, 17


    5. Главное: Псалтирь это книга, по которой хорошо молиться

    И делать это очень рекомендуют святые отцы. Можно читать дома отдельные псалмы или кафизмы, добавляя короткие молитвы в начале и между частями кафизмы так же, как это делают в храме. Они обычно уже есть в изданиях (см. пункт 2).

    В начале:
    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
    Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
    Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

    В середине:

    Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).
    Господи, помилуй (3 раза).
    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.


    Можно следовать кругу чтения, который совершается за неделю, и читать те кафизмы, которые положены в этот день недели: первые две читаются утром, третья вечером. Или выучить любимые псалмы и вспоминать их в течение дня по примеру многих святых, которые знали Псалтирь наизусть целиком.


    Есть еще совет вспоминать в тех же целях отдельные стихи из псалмов.
    Например, Пс.117 стих 10-11:
    Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
    обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
    (то есть: все народы, обходя, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им)



    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.