Особые экономические зоны. Особые экономические зоны: общая характеристика

1.1 Сущность ОЭЗ

Особые экономические зоны (ОЭЗ) во второй половине XX века становятся частью международных экономических отношений. Они представляют собой как фактор ускоренного экономического роста за счет международного товарооборота, инвестиций, интеграции экономических процессов. Таким образом, ОЭЗ - это некий рыночный способ, с помощью которого можно создать мощную экономику на территории той или иной страны.

Киотская конвенция 1973 года определяет особую экономическую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары находятся за пределами таможенной территории. Постепенно ОЭЗ получают широкое распространение во многих странах .

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно Ю.А. Сидоренко, доктору экономических наук, под ОЭЗ следует понимать часть национальной территории, имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей. На территории ОЭЗ, которую можно назвать в той или иной степени обособленной географической территорией, используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны.

Каждая страна имеет определенный уровень социально-экономического развития и стратегические народнохозяйственные планы, во многом именно от этого зависят цели и причины созданий ОЭЗ, которые в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.

Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция ОЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы.

В развивающихся странах ОЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности, повышения квалификации рабочей силы. Для достижения цели создания ОЭЗ существует ряд задач, которые заключаются в стимулировании промышленного экспорта и получении на этой основе валютных средств, росте занятости, превращении зон в полигоны по внедрению новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. В РФ согласно ФЗ №116-ФЗ ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

По В.Г. Вишнякову целью создания ОЭЗ на территории РФ является развитие производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, стимулирования развития наукоемких производств, внедрения новейших технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках.

ОЭЗ рассматриваются учредителями как возможность в реализации принципов открытой экономики, что связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика ОЭЗ открыта внешнему миру, а налоговый и таможенный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование ОЭЗ может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот получила название «налоговой революции». ОЭЗ фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

Понятие и виды особых экономических зон

Особая экономическая зона-это часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» существуют зоны 4 типов: промышленно- производственные, технико- внедренческие, туристско- рекреационные и портовые.

Промышленно- производственные зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 квадратных километров.

Технико- внедренческие особые экономические зоны образуются на территории не более двух участков, площадь которых не превышает 3 километров.

Туристско-рекреационные и портовые зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Так, портовые зоны могут включать не более 50 квадратных километров и создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, аэропортов, открытых для приёма и отправки международных самолётов, а также на территориях, предназначенных для строительства морского, речного портов, аэропортов.

Только туристско-рекреационная и портовая особые экономические зоны могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований и включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

Объекты жилищного фонда располагаются только в туристско- рекреационных зонах.

На территории особой экономической зоны не допускается разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, переработка, производство и переработка подакцизных товаров.

Основными целями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; развитие туризма и санаторно- курортной сферы.

На сегодняшний день существуют 2 промышленно- производственные особые экономические зоны: в Липецкой области и в Республике Татарстан. Управление этими зонами осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы, а также наблюдательный совет особой экономической зоны.

Технико –внедренческие зоны есть в Санкт- Петербурге, в Зеленоградском административном округе г. Москвы, в Дубне и в Томске.

Туристско –рекреационные располагаются в Калининградской области, в Краснодарском крае, в Савропольском крае, в Алтайском крае, в Республике Алтай, Бурятия, в Иркутской области.

Создание ОЭЗ

Решение о создании ОЭЗ принимает Правительство РФ, которое затем издаёт постановление. Отбор заявок на создание зон одного типа осуществляется на основе конкурсного набора.

Решение о проведении конкурса принимает Министерство экономического развития и торговли, утверждает его результаты и конкурсную документацию. Также оно организует конкурс по каждому типу особой экономической зоны отдельно. Затем Федеральное агентство по управлению ОЭЗ проводит отбор заявок. Для осуществления конкурсных процедур образуются комиссии по каждому типу зоны.

Претендентами на участие в конкурсе являются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов совместно с исполнительно- распорядительными органами муниципальных образований, которые были допущены комиссиями к конкурсному отбору. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением заявок, несут сами представители.

Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которых создаётся ОЭЗ, в течение тридцати дней с момента принятия правительством решения об образовании зоны заключают соглашение. В нём оговариваются объём и сроки финансирования создания инфраструктур зоны за счёт федерального, местного бюджета или бюджета субъекта, план обустройства и оснащения зоны, порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, порядок формирования наблюдательного совета и т. д.

Резиденты

Резидентом зоны является коммерческая организация, за исключением унитарной, зарегистрированная на территории муниципального образования, в котором расположена особая экономическая зона, и заключившая соглашение с исполнительными органами о ведении промышленно- производственной деятельности.

Акты законодательства РФ о налогах и сборах, законы субъектов, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения. Лишь акты законодательства РФ о налогах и сборах, касающиеся подакцизных товаров, применяются в отношении резидентов.

Таможенное регулирование в ОЭЗ

Территория особых экономических зон-это зона свободной таможни. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, без запретов и ограничений экономического характера. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Налоговое регулирование в ОЭЗ

Резиденты особых экономических зон пользуются налоговыми льготами. Так, например, резиденты промышленно-производственной экономической зоны освобождаются на 10 лет от транспортного налога, налога на имущество и земельного налога в Татарстане и на 5 лет в Липецкой области. В обеих налог на прибыль составляет 20%.

В технико - внедренческой экономической зоне можно признать расходы на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы в размере фактических затрат в том отчётном периоде, в котором они были произведены. Изменены ставки единого социального налога и введена регрессивная шкала. Налог на прибыль составляет 13,5%. Резиденты освобождаются от уплаты налога на транспорт, на землю и на имущество на 5 лет.

В туристско- рекреационной особой экономической зоне организации не выплачивают налог на имущество, земельный налог в течение 5 лет. Применяется в отношении основных средств к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. Акты законодательства РФ о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Арендная плата за земельные участки составляет не более 2% их кадастровой стоимости в год.

Пошлины и налоги для резидентов портовой зоны не могут быть менее 10 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей товарами или минеральным сырьём; не менее 30 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей любыми товарами, включая подакцизные товары или минеральное сырьё; 2,5 миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности. При строительстве объектов порта минимальные инвестиционные вложения составляют не менее 100 миллионов евро, 50 миллионов евро при создании и развитии инфраструктуры нового терминала аэропорта, не менее 3 миллионов при реконструкции старого.

Особые экономические зоны. Что следует понимать под понятием «особые экономические зоны»

Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее, и в ряде других государств.

Известно, что до революции в Одессе, Батуми существовали «порты франко» - свободные таможенные зоны. При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства и комплексной.

Главным фактором создания особой экономической зоны является выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных пространствах.

Ярким примером удачного выбора по созданию особой экономической зоны представляется зона «Янтарь», расположенной на территории Калининградской области. Географическое положение этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженной Польшей и Литвой. Транспортные возможности: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской колеей, и автомагистрали Калининград-Берлин, планы полного восстановления которой уже подготовлены. Сам Калининград - (бывший Кенигсберг) - город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга. Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагивается. СЭЗ - хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления.

Одним из эффективных современных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, повышения ее конкурентоспособности служит создание особых (свободных) экономических зон как приоритетное направление развития многих развитых стран. Кроме того, ОЭЗ является одним из механизмов взаимодействия властных структур и бизнеса, который позволяет при разделении рисков между партнерами реализовать социально-значимые проекты.2

Рассмотрим различные подходы к пониманию особых экономических зон, предлагаемые учеными и исследователями.

Прообразом института особых экономических зон являлись свободные экономические зоны (СЭЗ).

Согласно документам Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.)свободная зона - это часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»), вследствие чего не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Т.П. Данько и Э.М. Окрут в своей книге «Свободные экономические зоны» утверждают, что «свободные экономические зоны – это суверенная территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ».3

В современных теоретических работах экономистов и правоведов, изучающих данную экономическую категорию, свободные экономические зоны представляют собой инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы или как уникальная форма государственно-частного партнерства. При этом свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях.

После принятия в нашей стране Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ«Об особых экономических зонах в РФ» в законодательных актах мы встречаем понятие «особые экономические зоны». Как утверждает В.Г. Вишняков, замена слов «свободная» на «особая», пишет о том, что такая позиция законодателя выражается в усилении государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью ОЭЗ с целью недопущения их превращения в оффшорные зоны.4

Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» закрепляет понятие «особая экономическая зона»как «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Данное определение не полностью раскрывает сущность и значение ОЭЗ и обуславливает различные подходы к пониманию и трактовке исследуемой экономической категории.

С.Н Шевцова утверждает, что особая экономическая зона выступает элементом национальной и региональной социально-экономической системы, имеющей определенную целостность и специфические задачи (снижение транзакционных издержек, торговых и административных барьеров, создание благоприятной среды для инвестиций) для решения которых установлен особый хозяйственный режим, распространяющийся на резидентов ОЭЗ.5

2Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. – М.: КноРус, 2014

3Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М, 1998.

4Вишняков В.Г.Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. No1. С 18-28

Е.Е. Серебрякова в своем подходе уделяет внимание участникам ОЭЗ и определяет ее «как специальный режим осуществления деятельности, применяющийся в отношении физических и юридических лиц, зарегистрированных в качестве резидентов ОЭЗ и осуществляющие деятельность на определенной части территории Российской Федерации, установленной Правительством РФ».6

Однако данное определение отождествляет особую экономическую зону, прежде всего, с особым режимом, а не с территорией, на которой распространяются различного рода преференции.

Достаточно широко раскрывает исследуемое понятие М.В. Батыров:«ОЭЗ –это обособленная территория страны, на которой устанавливается специальный административный, налоговый и таможенный режим, а также особый режим осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающий специфические правовые, экономические и организационные отношения государства и бизнеса в целях обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, занятости населения».7

Территория ОЭЗ –это территория не только в географическом, политическом или экономическом смысле, а часть экономического пространства, для которого характерно применение особого правового режима, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Существенным признаком исследуемого понятия является особый правовой режим осуществления деятельности в ОЭЗ. Данный правовой режим и образует сущностный элемент функционирования ОЭЗ, он не делает акцент на государственном, политическом, административном аспекте, а, наоборот, проявляется в функциональном, организационном, узкоспециализированном назначении, выступающем ее главным признаком.

Таким образом, особую экономическую зону можно определить как часть экономического пространства на определенной территории государства, для которого характерно применение особого режима, выражающегося в предоставлении резидентам ОЭЗ при осуществлении ими хозяйственной деятельности разнообразных преимуществ, реализующихся в виде льгот и стимулов (налоговые преференции, особый административный режим, пониженный уровень страховых взносов во внебюджетные фонды, финансовые льготы, государственные гарантии и т.д.), создающих наиболее благоприятный климат для ведения бизнеса и привлечения капитала.

5Шевцова С.Н.Управление особой экономической зоной как инструментом повышения региональной социально-экономической способности: автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Белгород, 2012. С.7

6Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования:дис. ... канд. юрид. наук СПб, 2011. С 48-49.

7Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С 7

Список литературы

1. Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С 7

2. Вишняков В.Г.Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. No1. С 18-28

3. Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М, 1998

4. Особые экономические зоны в Росcии: Правовое регули-рование / А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 228 c.

5. Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. – М.: КноРус, 2014

6. Серебрякова Е.Е.Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования:дис. ... канд. юрид. наук СПб, 2011. С 48-49.

8. Шевцова С.Н. Управление особой экономической зоной как инструментом повышения региональной социально-экономической способности: автореферат дис. ... канд. эконом.наук. Белгород, 2012. С.7

Особая экономическая зона является одним из эффективных инструментов, которые позволяют государству привлекать инвестиции в области национальной экономики Международное частное право: Учебник/Под общ.ред. И.П.Кожокаря, А.А. Ананьевой. - Саратов: издательский центр «Наука», 2014. - С.127 .

В настоящее время в науке не сложился единый понятийный аппарат к определению «Особых экономических зон» (далее - ОЭЗ). Существует более 20 наименований, схожих по значению, такие как: «специальная экономическая зона», «зона совместного предпринимательства», «зона экономического благоприятствования», «свободная зона», «зона свободной торговли», «свободная таможенная зона», «оффшорная зона» и т.д. Обусловлено это прежде всего тем, что в мире существуют огромное количество ОЭЗ, различающихся своей хозяйственной специализацией. Существующие определения охватывают отдельные виды зон, дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, например, в зависимости от основной задачи.

Шмонов Н.Н. определяет особую экономическую зону как часть национальной территории с целостной системой связей и отношений, на которой действуют особые льготные условия экономической деятельности для решения социально-экономических и научно технических задачШмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон / Н.Н. Шмонов. - Казань: Изд-во КГУКИ, 2010. - С.144 .

Зименков Р.И. под свободной экономической зоной (далее - СЭЗ) понимает часть национального экономического пространства, где для резидентов и нерезидентов действует особый льготный хозяйственный режим, не действующий в других его частях, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб пособия для студентов вузов, обучающихся по мировая экономика- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С.223..

Как видно из определений Шмонова Н.Н. и Зименкова Р.И., главной задачей ОЭЗ является решение социально-экономических и научно-технических задач.

Однако некоторые ученые на первое место в определении ОЭЗ ставят привлечение инвестиций. Так, Дралин А.И., Михнева С.Г. определяют особую экономическую зону, как небольшую территорию государства, где важным считают привлечение инвестиций за счет развития производственной и деловой инфраструктурыСм.: Дралин А.И. Международные экономические отношения: учеб.пособие/ А.И. Дралин, С.Г.Михнева. - 2-е изд. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - С.162.. Схожее мнение имеют Ивченко В.В. и Самойлова Л.Б. По их мнению, свободные экономические зоны - это особые территории, которые предназначены служить местом вложения прямых иностранных инвестицийСм.: Ивченко В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. - Калининград. Янтарный сказ, 1999. -С.167 .

Нельзя не согласиться с Рыбалкиным В.Е., который под свободной экономической зоной понимает часть территории страны с особым экономическим, правовым и административным режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и новых технологий, создание современных производств, работающих преимущественно на экспортСм.: Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.-7-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-С. 591.

Некоторые ученые выделяют особый вид СЭЗ - международные особые экономические зоны. «Характерной особенностью таких зон является объединение нескольких стран в торговые блоки, интеграционные группировки для активизации их внешнеэкономической деятельности. Примером такого рода является Европейский Союз (ЕС), прошедший за свою более чем сорокалетнюю историю основные ступени интеграционного процесса и решающий сегодня задачи введения единой евровалюты (евро). Значительные сдвиги произошли и в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле - НАФТА (NorthAmericanFreeTradeAgreement).

Создание НАФТА и ЕС явилось стимулом для стран азиатского региона и активизации интеграционных процессов. В частности, государства, входящие в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Япония и Южная Корея намерены конкурировать с НАФТА путем создания зоны свободной торговли в Азии (АФТА). В рамках этой зоны планируется также в течение 15 лет со дня образования отменить большинство экспортно-импортных тарифов»Бетуган И.М. Свободные экономические зоны» международный опыт // Вестник ФА. - 1999. - №2. С.92..

Официально признанное понятие свободной экономической зоны дано в Международной конвенции по упрощению гармонизации таможенных процедур. «Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю» «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СПС «КонсультантПлюс» 2015..

Государства, в которых функционируют свободные экономические зоны, сами определяют понятие СЭЗ в своем законодательстве. Например, в законодательстве Латвийской республики под свободной зоной понимается территория лицензированных предприятий свободного порта и Управления порта. На территории свободной зоны ввезенные товары в отношении применения таможенных платежей и мероприятий торговой политики, приравниваются к находящимся за пределами таможенной территории Латвийской Республики Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные экономические зоны в Латвийской Республике // Электронный ресурс. URL: http://www.rosez.ru/zone_latvia.html.

В Республике Македония свободная экономическая зона - часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ См.: Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные зоны в Республике Македония // Электронный ресурс. URL: http://www.rosez.ru/zone_makedonia.html.

В Великобритании под свободной зоной понимается специально выделенная часть территории Великобритании, в которой товары, произведенные вне стран-членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Разрешение на учреждение СЗ выдается Королевской службой таможен и акцизов и оформляется соответствующим подзаконным актом по каждой отдельной зоне. Запрос об учреждении территории с режимом СЗ может подаваться любым физическим или юридическим лицом См.: Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные экономические зоны в Великобритании // Электронный ресурс. URL:http://www.rosez.ru/zone_britain.html.

Исходя из определений, данных выше, можно выделить две характерные черты присущие ОЭЗ - территория и льготный режим. Однако, ОЭЗ характеризуется и иным чертами. Характерными чертами, относящимися к большинству ОЭЗ, являются:

Территориальность. ОЭЗ создается на территории страны принявшей решение о создание ОЭЗ. Территория ОЭЗ может находиться как на части страны, так и на территории страны в целом.

Особый режим хозяйственной деятельности. На данной территории действует особый, более льготный правовой и финансово-экономический режим по сравнению с хозяйственными и законодательными условиями, существующими в стране в целом. Преференциальный режим устанавливается как для отечественных, так и для иностранных предпринимателей.

Локальность. Хоть ОЭЗ может находиться на территории страны целиком, в большинстве случаев ОЭЗ устанавливается лишь на определенной части страны. Данный признак означает ограниченность территории, где устанавливается особый режим хозяйственной деятельности. ОЭЗ являются обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется комплекс льгот и условий, не используемый на других территориях государства.

Контрастность. Инвестиционный климат в свободной экономической зоне должен существенно отличаться от такового на других территориях страны и иных государств.

Открытость. ОЭЗ не может и не должна изолироваться от окружающей среды. Работая на экономику в целом, она активно взаимодействует с ней по самому широкому числу каналов, выступая в качестве одного из важнейших каталитических факторов развития экономики региона.

Направленность. Функционирование ОЭЗ всегда имеет направленность, определяемую генеральной целью или системой целей.

Орган управления. В целях осуществления деятельности по созданию, развитию ОЭЗ и надзору за деятельностью в рамках ОЭЗ, создается специальный орган управления.

Несомненно, главным признаком ОЭЗ является наличие особого режима хозяйственной деятельности. Основными элементами, на формирование которых направлен режим особой зоны, обычно являются льготы по налогообложению резидентов зоны и установление для них облегченного таможенного режима. Льготы предоставляются на ограниченный срок. Так, в Индии он составляет пять лет, в Перу - пятнадцать.

Применение различных видов льгот и стимулов могут применяться в виде:

налоговые льготы - резидентам ОЭЗ предоставляются «налоговые каникулы», благодаря которым они освобождаются от уплаты в части или полностью различных налогов, таких, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость и т.д.;

таможенные (импорт) льготы - резиденты ОЭЗ полностью или частично освобождаются от импортных пошлин на материалы, технику и т.д., которые будут использоваться для деятельности внутри ОЭЗ;

таможенные (экспорт) льготы - резиденты ОЭЗ полностью или частично освобождаются от экспортных пошлин на произведенную внутри ОЭЗ продукцию;

финансовые стимулы - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки и т.д.;

административные стимулы - упрощенная процедура правового оформления создаваемых на территории зоны производственных объектов, упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, создание особого режима использования местной рабочей силы в соответствии с требованиями предпринимателей (приостановление действия минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, установление заработной платы на рыночной основе, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в общенациональные фонды социального обеспечения, запрет деятельности профсоюзов в пределах зон) и т.д.

Применение различных льгот далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность внутри страны, на которой расположена ОЭЗ, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, развитость промышленности в регионе, квалифицированная рабочая сила и наличие развитого жилого фонда, упрощение административных процедур, а также получение на внутреннем рынке относительно дешевых предметов, совместное участие представителей органов власти, бизнеса и государства в процессе разработки и реализации функционирования свободных экономических зон, четкое определение роли для различных типов зон участников-резидентов. Немаловажным фактором является наличие крупных международных развязок, которые позволяют устанавливать связь с международными рынками. Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны.

Цель создания особых экономических зон - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация.- 2006.- №4(20)..

В широком смысле в качестве цели создания особых зон часто декларируется интегрирование в мировое хозяйство через особые условия хозяйствования. В самом общем виде цели создания ОЭЗ могут быть определены следующим образом:

открыть экономические границы для иностранных инвестиций и/или новых технологий; особый экономический зона

активизировать экспортно-ориентированные производства за счет установления специальных, более привлекательных условий, чем в национальной экономике в целом;

привлечение высококвалифицированной рабочей силы.

В разных странах данные цели уточняются своей спецификой, определяемой особенностями движения товаров, капитала, рабочей силы, технологий и информации.

Успешный опыт функционирования зон показывает, что конкретизация целей их функционирования выходила за рамки подхода «затраты-результат», так как этот метод применим только для краткосрочного и среднесрочного периода. В этой связи цель создании ОЭЗ должна определяться, исходя из ее долгосрочного характера. Долгосрочность целей ОЭЗ обусловлена длительностью распространения и применения новых технологий, необходимых институциональными преобразованиями, строительством объектов инфраструктуры, преодолением негативных тенденций в экономике региона или страны в целом. Поэтому сроки достижения целей варьируются от нескольких лет до нескольких десятилетий (например, в России 49 лет), после чего деятельность зоны может быть пролонгирована.

Цели создания свободных экономических зон различны в каждом конкретном случае. Они могут различаться в зависимости от социальных, экономических и политических условий страны, в которых она находитсяКомарцева Л.В., Черкашин Я.И. Внешнеэкономическая деятельность в особой экономической зоне региона. // Проблема учета и финансов. -2013.- № 2 (10).- С 60.. В богатых странах, имеющих развитую экономику, ОЭЗ создаются в депрессивных регионахсо слабой инфраструктурой, которым свойствен высокий уровень безработицы. Привлечение иностранных инвестиций не является главной целью таких зон. Создавая в регионе ОЭЗ, правительство стараются создать условия, стимулирующие развитие инфраструктуры региона, проводят региональную политику, направленную на оживление мелкого и среднего бизнеса, улучшения качества рынка и создание новых рабочих мест, выравнивание межрегиональных различий. В развивающихся странах целью ОЭЗ является экономическое развитие за счет привлечения в экономику иностранного капитала, инновационных технологий, управленческого опыта.

Создание ОЭЗ позволяет решать не только приоритетные задачи в регионе, но также стратегические задачи, программы, проекты как государства в целом, так и прилегающих к ОЭЗ территорий.

Главной целью большинства ОЭЗ является привлечение иностранного капитала. Согласно ст. 3 ФЗ от 22.07.2005 N 116«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферыФедеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» 2015, ст.3..

«Аналогичные нормы содержатся в законодательстве об ОЭЗ других стран. Так, согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.

В секции второй Акта Правительства Республики Филиппины «Об ОЭЗ» 1995 года, посвященной государственной политике в области ОЭЗ, указывается, что государство осознает важную роль частного сектора, поощряет его развитие и стимулирует инвестиционные вложения.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 13 октября 1992 г. № 2673-ХП «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» СЭЗ создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования; активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью повышения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг; внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.»Колчеданцева Е.В. Понятие особой экономической зоны. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.- 2010.- №18 (124).- С.78..

Создавая свободные экономические зоны, государства преследуют экономические, социальные и научно технические цели.

Экономические цели:

привлечение иностранного и национального капитала с помощью стабильной законодательной базы, различных специальных экономических механизмов, которые включают в себя систему льгот и стимулов;

расширения экспорта национальных товаров, рационального импорта и создания условий для импортозамещения иностранных товаров, используя для этого преимущества международного рынка, международного географического разделения труда и международного обращения капитала;

ликвидация монополии внешней торговли с помощью предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ;

рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные цели:

ускорение развития отсталых регионов, устранение межрегиональных различий за счет концентрации в приделах зон ограниченных национальных ресурсов, привлечения новых средств;

повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет обучения, повышения квалификации работников, внедрения мирового опыта в различных сферах деятельности; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка, борьба с дефицитом товаров.

Научно-технические цели:

привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

ускорение инновационных и внедренческих процессов;

привлечение зарубежных ученых и специалистов;

повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

Таким образом, следует сделать следующие выводы. Несмотря на официально закрепленное понятие свободных экономических зон, единый подход к его определению не сложился. К основным чертам, которые характеризуют ОЭЗ, следует отнести территориальность, особый режим хозяйственной деятельности, локальность, контрастность, открытость, направленность, орган управления. Цели создания ОЭЗ следует разделить на два направления - развитие внутренних регионов страны и общеэкономическое развитие.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.