31.03.2024
Тест икт компетентность учащихся. Оценивание уровня сформированности компонентов икт-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике
В статье рассказывается, что же стоит за термином "ИКТ-компетентность", который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки, и как оценивать ИКТ-компетентность с помощью нового инструментария.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Проект «Информатизация системы образования» (ИСО)
Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) был направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействовал в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) .
В рамках этого проекта с ноября 2005 года начало разрабатываться новое направление — «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ» . Была предусмотрена регулярная (ежегодная) оценка изменения уровня компетентности выпускников 9 класса в области использования ИКТ в регионах проекта ИСО (Красноярский край, республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край).
Детализация понятия ИКТ-компетентности
В аббревиатуре ИКТ буква «К» соответствует слову коммуникация . В словаре иностранных слов указано: коммуникация —
- путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.);
- форма связи (напр., телеграф, радио, телефон);
- акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
- массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям. Таким образом, в рамках нового проекта будет проверяться способность учащихся (их компетентность в этой области) создавать и передавать информацию с использованием компьютерных технологий.
Что же стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ-грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ-компетенции.
Определение. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Очевидно, что в данном определении используется несколько терминов и понятий, давайте последовательно рассмотрим каждое из них.
ИКТ — представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.
Грамотность — это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти.
Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации.
Функционирование в современном обществе — Данная часть определения отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.
Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:
- определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
- доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;
- управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
- интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
- оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
- создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
- сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Перейдем теперь от определения ИКТ-грамотности к понятию ИКТ-компетенции . Компетенция -понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетенции, например, языковая компетентность.
Переход от "знаньевоцентрического" подхода в обучении (знания ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ-компетентности.
Определение. Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Для пояснения введенного понятия приведем примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ-компетентность
- Доступ — найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем;
- Управление — найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты;
- Интеграция — проанализировать преимущества рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен;
- Оценка — принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через Интернет-магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров;
- Создание — представить свои рекомендации по решению некоторого вопроса в формате письма электронной почты.
Почему необходима разработка нового инструмента для оценки ИКТ-компетентности
Анализ существующих методов оценки компетентности школьников в области использования ИКТ по единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также стандартов по информатике (2004 года), показывают, что существующие методы оценки информационно-коммуникационной компетенции ориентируются, почти исключительно, на формирование технологических навыков и алгоритмического мышления школьников. Оценка умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность школьников, сегодня практически не обсуждается. Поэтому, использовать существующие сегодня в РФ измерители компетентности школьников в области использования ИКТ (итоговая оценка по курсу информатики, или результаты ЕГЭ) не представляется возможным.
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или ИКК) должна обеспечить школьникам возможность:
- успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
- подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
- жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
В связи с вышеизложенным было принято решение разработать новый инструментарий оценки ИКТ-компетенции, который позволит, грубо говоря, проверить, как школьник мыслит и работает в «цифровом» мире. В рамках проекта оценка ИКТ-компетенции проводилась по результатам теста, выполняемого учащимся на компьютере, при этом общая ИКТ-компетентность учащихся оценивалась по конечному результату. Составляющие навыки не выделялись и оценивались индивидуально. Для оценки каждого их составляющих навыков в тесте были представлены несколько заданий, но в целом за тест выставлялась качественная (диагностическая) оценка, отражающая уровень ИКТ-компетенции: уровень выше базового, базовый, ниже базового.
Диагностическая оценка позволяет исследовать познавательные и технические навыки, стоящие за конкретными составляющими ИКТ-компетентности. Результат такого типа тестирования полезен по нескольким причинам. Он даёт:
- общую оценку познавательной и технической компетентности ученика;
- более детализированную систему отчета о набранных баллах, выделяющую конкретные сильные и слабые стороны ученика;
- связь с существующими или специально разработанными методическими материалами;
Тестирование
- Тест содержал 15 вопросов, выполнение каждого вопроса ограничено по времени. В тексте был 1 вопрос на 30 минут, 2 вопроса на 15 минут и 12 вопросов на 4 минуты.
- Сценарий каждого задания приближен к реальной жизни. Например: Используя программу поиска найти сайты со статьями о болезнях сердца (задание на оценивание умения «доступ») или В каждой из найденных статей найти информацию по вариантам лечения (задание на оценивание умения «интеграция»). Если задание связано с каким-либо школьным предметом, то его содержание не выходит за рамки стандарта обучения по данному предмету. Попутно отметим, что в группу по разработке заданий входили учителя информатики, русского языка
- Для выполнения заданий теста была разработана специальная тестирующая среда, включающая имитацию программы поиска в Интернете, почтовой программы, текстового и графического редактора и т.д. Это сделано для того, чтобы уравнять условия выполнения теста учащимися (ранее полученные навыки работы с каким-либо программным средством не дадут большого преимущества перед теми ребятами, которые по объективным причинам таких навыков в школе приобрести не смогли).
Пример вопроса на 30 минут: задание «Выдающиеся русские лингвисты»
Разберём подробно задание «Выдающиеся русские лингвисты» и выясним, как оценивается в данном конкретном задании ИКТ-компетентность. Так, в курсе русского языка 9 класса перед итоговым повторением учащимся предлагается тема «Общие сведения об языке». В рамках этой темы учащимся рассказывается о выдающихся русских лингвистах (в соответствии с образовательным стандартом по русскому языку за курс основной школы). Эти сведения позволят учащимся:
- сформировать научное представление о русском языке;
- понять, что орфография и пунктуация являются лишь частью предмета;
- оценить вклад выдающихся русских лингвистов не только в русскую, но и мировую лингвистику.
Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:
- Доступ;
- Управление;
- Интеграция;
- Оценка;
- Создание текстового документа.
ИКТ-компетентности | Примерные действия учащегося |
Доступ | В поисковой системе «Rambler » учащийся вводит термин поиска «русские лингвисты» или сразу вводит фамилию учёного. |
Управление | Выбор сайтов
(Сайт № 2 наиболее информативен, т.к. содержит общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного лингвиста) |
Интеграции | В поисковой системе учащийся вводит термин поиска (например, «Л.В. Щерба» «биография Л.В.Щербы») Выбор сайтов http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/bio.htm http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/bibl/jsh.htm |
Оценка | Чтение текста. Отбор информации. |
Создание | Создание текстового документа. Примерный план итогового документа:
|
В программе заложено начисление баллов.
Наблюдаемые данные | Результат работы | Уровень | Методы | Соответствие Стандартам образования |
Качество синтаксиса | Термины поиска | Высокий | Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена лингвистов. | Знание видных учёных-русистов, исследовавших русский язык. |
Средний | Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем | |||
Низкий | Не использует «И» | |||
Качество и уровень работы с выбранными ресурсами | Выбранные ресурсы | Высокий | Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту. | |
Средний | Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту. | |||
Низкий | Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту. | |||
Качество полученного текста | Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка | Высокий | Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста. | Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте. |
Средний | В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок. | |||
Низкий | Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок. |
Данное задание является характерным примером проверки сочетания технологических и когнитивных навыков.
Одной из косвенных целей данного проекта является акцентирование внимания учителей всех профилей (не только информатики) на развитие у учащихся навыков, составляющих ИКТ-компетентность. ИКТ-компетентность - это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики). Необходимо сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности; потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые обычно даются учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности).
На современном этапе развития для российского образования установлен приоритет в прогрессивном развитии общества как такового наряду с его информатизацией. Именно на этом фоне особую значимость обретает такое понятие, как ИКТ-компетентность педагога, а также учащихся. Поэтому вопросы использования ИК-технологий активно изучаются, внедряются в образовательной сфере.
Понятие
Жизнь человека любого возраста тесно переплетена с информационными технологиями. Они необходимы как учащимся, так и педагогам. В современном мире крайне сложно реализовать себя, не имея элементарных навыков владения компьютером, так как такая техника теперь активно применяется в любой сфере деятельности.
Использование информационных технологий в образовательной сфере имеет большие перспективы. Понятие, а также особенности развития ИКТ-компетентности описывали в своих работах многие специалисты.
В общем виде под ИКТ-компетентностью сегодня понимается способность к практическому применению коммуникационных информационных технологий, обеспечивающих доступ к той или иной информации либо ее поиску, обработке, организации процесса распространения. Ее уровень должен быть достаточным для жизни и работы в условиях современного информационного общества.
Базовая структура
В состав современного понятия ИКТ-компетентности входит несколько различных компонентов, за счет которых она входит в число основных показателей компетенции педагога по ФГОС.
Главными аспектами понятия ИКТ-компетенции является:
- достаточная функциональная грамотность в ИКТ как сфере жизни;
- обоснованное внедрение ИКТ как в процессы решения профессиональных задач, так и в рамках образовательной работы;
- ИКТ как основа новой образовательной парадигмы, которая направлена на активное развитие учащихся.
Цели педагога
За счет повышения ИКТ-компетенции педагога постепенно будут реализовываться:
- Новые образовательные цели.
- Способность использовать информационные и коммуникационные технологии на высоком уровне.
- Новые формы в рамках организации образовательного процесса.
- Содержание в рамках современной образовательной деятельности.
Понятия грамотности и компетенции
Важно различать такие понятия, как ИКТ-грамотность и ИКТ-компетенция педагога.
Так, под ИКТ-грамотностью понимается только знание основ работы с программными продуктами и компьютерами как таковыми, их базового функционала, общее понятие о работе в сети Интернет.
При этом в рамках ИКТ-компетенции не достаточно одного знания. Она предполагает реальное применение тех или иных информационных инструментов, внедрение их в учебный процесс. На современном этапе развития они могут использоваться в ходе решения познавательных и коммуникативных вопросов, при проведении экспериментов.
Особенности
Один из основных элементов квалификации современного учителя - это ИКТ-компетентность. С каждым годом уровень преподавания любой дисциплины все возрастает. За счет внедрения ИКТ сам образовательный процесс становится индивидуальным, более эффективным. Благодаря способности педагога к использованию информационных и коммуникационных технологий, можно реально увеличить степень заинтересованности учеников наряду с усвоением информации.
Педагогов постоянно совершенствуется в соответствии с потребностями информационного общества. Для увеличения профессионализма требуется прохождение нескольких последовательных этапов.
Если на первом этапе происходит освоение педагогом основных информационно-коммункационных навыков, то на втором происходит формирование ИКТ-компетентности учителя. Это обеспечивает постоянное совершенствование текущего учебного процесса на фоне педагогического сетевого взаимодействия.
В современных образовательных школах при организации учебного процесса непременно учитываются общества. Идет процесс информатизации наряду с активным развитием и повышением ИКТ-компетентности самих учителей.
Необходимость совершенствования компетенции педагогического состава
Профессиональное совершенствование теперь невозможно без учета современных информационных технологий, так как ИКТ-компетентность учителя - это важнейшая его составляющая. Современный мир характеризует динамичное развитие, наличие обширных информационных потоков. Педагогам особенно важно обращать внимание на совершенствование ученой работы, просвещаясь и в прочих областях жизни общества. Без этого нельзя изменить ИКТ-компетентность обучающихся в лучшую сторону.
Важно обратить внимание на тот факт, что процесс формирования ИКТ-компетентности предполагает активное пользование существующими информационными инструментами наряду с эффективным их внедрением в учебный процесс.
Реальная структура
При детальном рассмотрении структуры ИКТ-компетентности современного педагога выделяется наличие в ней следующих составляющих:
- понимание необходимости внедрения ИКТ в образовательную сферу;
- внедрение ИКТ-возможностей в учебный процесс;
- управление и организация процесса обучения с применением ИКТ;
- постоянное профессиональное совершенствование данной сферы.
Компоненты компетентности педагога
Для оценки уровней ИКТ-компетентности учителя необходимо рассмотреть присутствие в ней следующих составляющих:
- Знание основных электронных пособий, исходя из специфики предмета, в том числе электронных атласов и учебников, образовательных ресурсов, расположенных на просторах сети Интернет.
- Способность установить необходимую программу на компьютер, используемый в ходе образовательного процесса, умение практического использования и создания дидактических электронных материалов, активное применение проекционной техники в работе.
- Способность использовать и отбирать необходимое программное обеспечение, чтобы предоставить учащимся материалы в наиболее удобной и понятной для них форме.
- Активное использование инструментов в ходе организации учебного процесса, в том числе программного тестирования, рабочих электронных тетрадей и т. д.
- Способность определения оптимальной формы для донесения необходимой информации до учеников, а также родителей, педагогического состава и даже администрации учебного заведения - это может быть электронная почта, сайт и его разделы, форумы, блоги, возможности школьной сети, социальные сети, рассылки и прочее.
- Способность нахождения, обработки, оценки и грамотной демонстрации информации, собранной в образовательных цифровых ресурсах, исходя из поставленных задач, в рамках учебного процесса.
- Способность грамотного преобразования поступающей информации для решения учебных задач в ходе подготовки учебного материала.
- Способность практического использования возможностей информационных технологий, в том числе и средств интернета, для подготовки и проведения уроков.
- Формирование цифрового портфолио.
- Организация работы учащихся в коммуникационных сетевых проектах вроде викторин, предусматривающих дистанционное проведение и контроль, оценку результатов.
Данный перечень основных компонентов ИКТ-компетентности современного учителя будет постепенно дополняться с течением времени по мере развития и совершенствования информационного сообщества по мере появления все новых достижений научно-технического прогресса.
Важность компетенции участников образовательного процесса
На современном этапе развития общества особое значение отводится как ИКТ-компетенции обучающихся, так и учителя. Дело в том, что теперь информационные технологии вошли в число основных компонентов жизни современного человека. Владение ими становится необходимостью, точно такой же, как и способность к чтению, письму и счету. Но, по мере усиления внедрения ИКТ в повседневную жизнь, требуется соответствующий рост информационно-коммуникационной просвещенности и для участников образовательного процесса.
Не так давно был введен новый стандарт актуальный для общего и начального образования. Он требует создания одной информационно-образовательной среды для каждого из учебных заведений. Но для этого и ученики должны разбираться в тонкостях практического использования ИКТ в ходе решения как учебных, так и профессиональных задач.
Поэтому основная задача современного учителя состоит в знакомстве учеников с ИК технологиями наряду с обучением разумному и правильному использованию возможностей информационных систем на практике. Это необходимо для полноценного формирования именно компетентности, осознанности и понимания данной сферы. Теперь одной компьютерной грамотности недостаточно - нужно нечто большее.
Важно суметь создать такие условия для учебного процесса, когда с самых начальных этапов познания окружающего мира дети будут знакомиться с высокотехнологичными процессами, оборудованием. Поэтому среди приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса стоит именно работа по его информатизации.
Необходимость
Как уже отмечалось выше, под ИКТ-компетенцией понимается способность к сбору, оценке, передаче, поиску, анализу информации, моделированию процессов, объектов за счет полноценного пользования возможностями доступных средств в рамках коммуникационно-информационных технологий.
Чтобы каждый урок вызывал реальный интерес со стороны учеников, важно правильно подобрать приемы и методики для процесса обучения. Они должны быть максимально разнообразными, применяться по мере необходимости.
За счет высокой ИКТ-компетентности преподавательского состава появились возможности:
- Представление информации в ходе учебного процесса в разнообразном виде - это может быть аудио, анимация, текстовая или видео форма.
- Выдача значительных объемов информации за тот же период времени по частям, что существенно облегчает усвоение материала.
- Мобилизация внимания учеников.
- Воспроизведение и комментирование потока информации.
- Формирование познавательного интереса наряду с повышением мотивации к обучению.
- Получение первичных навыков в работе с компьютером, знакомство с возможностями глобальной сети Интернет.
- Активизация мышления, памяти, восприятия и воображения в ходе обучения.
- Уточнение и повышение объективности оценки полученных знаний.
- Усиление мотивации учеников.
Под ИКТ-компетентностью понимается грамотное пользование возможностями компьютерной техники, которая работает как с локальной сетью, так и с интернетом.
Особенности компетенции
На ранних этапах, когда информационные технологии только начали внедряться в жизнь современного общества, ИКТ-компетентность была не более чем составляющей компьютерной грамотности человека. Она сводилась к определенному набору технических навыков и умений в рамках так называемого стандартного набора.
Теперь же информационные технологии получили повсеместное распространение в современной жизни. Поэтому их активно применяют в самых разных сферах, в том числе и в эффективном образовательном процессе. Так появилось понятие ИКТ-компетенции педагога, ученика.
Важно понимать, что за ИКТ-компетентностью учителя скрывается комплексное понятие - способность к практическому внедрению в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий. Данный показатель не может стоять на месте. Ввиду постоянного развития им также должно быть регулярным.
ИКТ-компетентность педагога включает в себя не только теоретические знания, но и реальное их применение. Современный педагог должен уверенно владеть всеми основными компьютерными программами, свободно пользоваться возможностями сети Интернет, а вместе с этим пользоваться современным оборудованием вроде принтера, сканера и прочего.
В рамках деятельностного уровня предполагается систематическое применение функциональной грамотности при организации образовательного процесса, когда она дает реальные положительные результаты. В составе данного уровня выделяется два подуровня - внедренческий и творческий. Внедренческий предполагает включение в образовательный процесс современных медиаресурсов, которые созданы с учетом специфики конкретного предмета. В свою очередь творческий предполагает уже самостоятельную разработку электронных средств различного типа, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.
Специалисты заметили, что активное применение ИК-технологий в современном образовательном процессе позволяет значительно изменить привычный подход к обучению. За счет создания открытой среды для образовательной сферы у педагога появляется возможность использования самых разных ресурсов и форм обучения.
Определение ИКТ-компетентности
Действие по оценке ИКТ-компетентности должно начинаться с понимания, что, прежде чем ИКТ-компетентность можно будет эффективно измерить, надо четко представлять, что же мы хотим измерять, т.е. надо дать четкое определение ИКТ-компетентности.
Вначале рассмотрим, что стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в официальных документах Министерства образования и науки. Круг компетентностей, которым следует учиться школьникам, не определен окончательно, как и само понятие компетентности. За основу понятия «компетентностный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.
ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. Таким образом, структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (навыки расположены в порядке возрастания сложности познавательных действий, необходимых для их выполнения):
Определение (идентификация) | Умение точно интерпретировать вопрос |
Умение детализировать вопрос |
|
Нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде |
|
Идентификация терминов, понятий |
|
Обоснование сделанного запроса |
|
Доступ (поиск) | Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации |
Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки) |
|
Формирование стратегии поиска |
|
Качество синтаксиса |
|
Управление | Создание схемы классификации для структурирования информации |
Использование предложенных схем классификации для структурирования информации |
|
Интеграция | Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников |
Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию |
|
Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию |
|
Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью |
|
Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям |
|
Умение остановить поиск |
|
Создание | |
Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы |
|
Умение обосновать свои выводы |
|
Умение сбалансированно осветить вопрос при наличии противоречивой информации |
|
Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов |
|
Сообщение (передача) | Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) |
Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав) |
|
Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации |
|
Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу |
|
Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения |
В 2009 году тестировались учащиеся семи регионов проекта «Информатизация системы образования» (ИСО): Калужской и Челябинской областей, Республики Карелия, Пермского, Ставропольского, Красноярского и Хабаровского краев. Всего было протестировано 4324 ученика. Результаты показали, что только 22% имеют уровень выше базового в ИКТ-компетентности, 21%- имеют базовый уровень и 57% - ниже базового.
На диаграмме ниже приведены средние результаты всех протестированных школьников с разделением по познавательным умениям. Каждое умение оценивалось по трехбалльной шкале: низкий, средний, высокий уровни. Относительно высокие результаты, показанные учащимися по таким умениям, как управление и создание информации, отчасти объясняется тем, что на каждое из этих умений было предложено 1–2 задания, и эти задания оказались легче или понятнее остальных.
При анализе результатов тестирования большое внимание уделялось влиянию на уровень ИКТ-компетентности таких социально-демографических факторов как квалификация школы, пол, место жительства, образование родителей, а также успеваемость учащегося.
Например, было выявлено, что среди школ с повышенной квалификацией (прошедших аттестацию на статус лицея или гимназии) фактически отсутствуют образовательные учреждения, где ИКТ-компетентность учащихся находится в пределах первого (низшего) уровня; в то же время каждая десятая обычная общеобразовательная школа является слабой в этом отношении. Помимо этого следует также обратить внимание на то, что доля школ с третьим (высшим) уровнем компетентности учащихся среди обычных общеобразовательных школ составляет 8,3%, а среди гимназий и лицеев – 46,7%.
Интерес представляет также зависимость ИКТ-компетентности школьника от его общей академической успеваемости. Полученные данные показывают, что чем выше академическая успеваемость учащегося, тем выше его уровень компетентности в области ИКТ. Это дает основания полагать, что имеет место и обратная связь: активное использование компьютера в учебной деятельности помогает учащемуся в достижении высоких результатов в различных образовательных областях.
Анализ полученных данных также показывает, что среди школ, где компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики, крайне мала доля образовательных учреждений с третьим уровнем ИКТ-компетентности учащихся – 2,7%. Иначе складывается ситуация среди школ, где компьютерные технологии широко применяются в изучении ряда предметов помимо информатики. Доля школ с третьим уровнем ИКТ-компетентности учащихся здесь в 10 раз выше – 27,0%. Это позволяет сделать вывод о том, что включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ-технологий.
Понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике
В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и учащихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности.
Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки . Отдельно ученые уделили внимание изучению термина "ИКТ-компетенция".
В таблице 1 отражены ключевые подходы к определению ИКТ-компетентности.
Формулировка определения |
||
---|---|---|
В.Ф. Бурмакина | ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности.. |
|
А.А. Елизаров | ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. |
|
О.Н. Шилова М.Б. Лебедева | ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий |
|
Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов | ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности". |
Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность можно выделить общую трактовку согласно которой:
ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Рисунок 1. Основные аспекты ИКТ-компетенции
ИКТ-компетентность включает в себя несколько компонентов, благодаря которым она может считаться независимой единицей педагогической компетенции по ФГОС нового поколения. Базовая структура ИКТ-компетентности представлена в таблице 2.
Элемент структуры |
||
---|---|---|
Определение |
|
|
Доступ (поиск) |
|
|
Управление |
|
|
Интеграция |
|
|
|
||
Создание |
|
|
Сообщение (передача) |
|
ИКТ- компетентность педагога
ИКТ-компетентность педагога является важным элементом уровня квалификации современного учителя. В условиях роста требований к уровню преподаванию предметов в школе, владение ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения и внедрить новшества, которые позволят улучшить усвоение информации учащимися и повысить их заинтересованность в образовании.
Современные стандарты требуют соответствия ИКТ-компетентности учителя содержанию, компоненты которого отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Содержание ИКТ-компетентности учителя
Современный педагог осваивает ИКТ в несколько этапов, которые повышают уровень его профессионализма. В педагогической науке специалисты рассматривают каждый из этапов отдельно. Так первый этап предусматривает освоение информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся. Второй этап характеризуется формированием педагогических ИКТ-компетентностей, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия.
Повышение квалификации учителей сегодня становится одной из наиболее важных задач в период перехода школ на профильное обучение. Поднять систему повышения квалификации на новый уровень возможно путем информатизации, которая невозможна без развития ИКТ-компетентности педагога .
Модель ИКТ-компетентности существующая в современных стандартах позволяет учителю развиваться поступательно, постоянно расширять свои знания и возможности на педагогическом поприще.
Рисунок 3. Модель ИКТ-компетентности
В ИКТ – компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий.
Оценка ИКТ-компетентности
Существующие подходы к образованию требуют постоянного контроля и оценки уровня ИКТ-компетентности педагога. Главной целью оценки ИКТ-компетентности является диагностика динамики развития и своевременное выявление "застойных явлений" и пробелов.
К числу ключевых подходов к оценке ИКТ-компетентности педагога относится мониторинг. Он направлен на изучение и выбор актуальных методов по устранению недостатков в ИКТ-компетентности. Современная концепция мониторинга ИКТ-компетентности учителя основана на трудах известного педагогога Л.В.Кочегаровой . Мониторинг, как метод оценки ИКТ-компетентности выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов. К числу ключевых функций можно отнести следующее:
- информационная функция – позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
- контрольно-корректирующая фукция – обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ – компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
- мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.
Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога должен включать в себя систему умений и навыков, которые представлены на рисунке ниже.
Рисунок 4. Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога
В настоящее время ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Рассматриваются отдельного педагога и производится сравнение зафиксированного в плане уровня использования ИКТ и реального. По итогам сравнения выставляется определенная оценка.
Диагностическая карта сформированности ИКТ-компетентности учителя
Представленная ниже диагностическая позволяет быстро оценить уровень ИКТ-компетентности педагога. Оценка производится при помощи расстановки балов в соответствии с уровнем того или иного умения указанного в диагностической карте:
- 3 балла – высокий уровень,
- 2 балла – средний уровень,
- 1 балл – низкий уровень,
- 0 – отсутствие показателя
Знания, умения, навыки. |
|
---|---|
Знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, назначения устройств компьютера |
|
Знание назначения программных продуктов (Windows, MS Office), их функций и возможностей |
|
Знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет) |
|
Умение набрать текст в Word |
|
Умение создать электронную таблицу в Excel |
|
Умение создать диаграмму по электронной таблице в Excel |
|
Умение создать простую презентацию к уроку |
|
Умение создать презентацию к уроку с гиперссылками, звуком и пр. |
|
Знание ППС по предмету |
|
Умение устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой |
|
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР |
|
Умение извлекать и отбирать информацию из Интернет по преподаваемой дисциплине |
|
Умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса |
|
Владение методиками создания собственного электронного дидактического материала. |
|
Использование ИКТ для оформления тематического планирования |
|
Использование ИКТ для мониторингов по своему предмету |
|
Использование ИКТ для оформления различных отчетов по предмету |
|
Использование ИКТ для анализа процесса обучения |
|
Умение сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося |
|
Применение инструментов организации учебной деятельности учащегося. |
|
Дистанционно поддерживать учебный процесс, например, через Дневник.ру. |
|
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины…) |
|
Создание банка КИМов, тестовых заданий |
|
Стремление к самообразованию в рамках ИКТ |
|
Взаимодействие и сотрудничество с родителями с помощью ИКТ (эл. почта, Дневник.ру) |
|
Умение эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП с помощью ИКТ |
|
Литература
- Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. – URL: http://www.sitos.mesi.ru/
- Галанов А.Б. Модель формирования икт-компетенций у учителей // . – URL: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf
- Горбунова Л.М., Семибратов, А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004 // . – URL: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html.
- Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.
- Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование – XXI. 2008. № 1. С. 3-5
- Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100.
ИКТ-компетентность педагога (базовый уровень)
ИКТ (информационно коммуникационные технологии) : компьютеры, экран-проектор, интерактивные доски, документ-камеры и т.д.)
Можете ли вы….(Ответы: да(2), нет(0))Установить на компьютер электронный учебник по своему предмету;
Провести урок с использованием электронного учебника или других цифровых образовательных ресурсов; провести урок с использованием своей компьютерной презентации;
Оформить конспект урока/отчет и т.д. с использованием текстового процессора Word (с включением графических объектов, диаграмм, таблиц и др.)
Создать документ в электронной таблице Excel: посчитать автосумму; построить графики и диаграммы; распечатать документ;
Найти информацию в глобальной сети Интернет: материал для проведения урока, проведения внеклассного мероприятия, классного часа и т.д.
Создать свой электронный ящик на сайте mail.ru, отправить и получить письмо с помощью электронной почты. Отправить письмо, содержащее вложения(фото, картинку, текстовый документ…);
Как часто вы…(Ответы: часто(2), редко(1), никогда(0))Проводите урок с использованием цифровых образовательных ресурсов(ЦОРов);
Пользуетесь на уроке материалами, найденными в Интернете;
Создаете электронный вариант тестов по своему предмету, используя тестовый конструктор.
10.Заполняете электронный журнал (dnevnik.ru);
11.Самообразовываетесь в сфере работы с Вашей интерактивной доской.
Результаты:
20-22балла 16-19баллов 9-15баллов менее 9баллов
Вы владеете базовым уровнем работы на компьютере на достаточно высоком уровне. Ваша ИКТ – компетентность позволяет улучшить учебный процесс в соответствии с современными требованиями и тенденциями Вы хорошо владеете базовым уровнем работы на компьютере, но Вам следует уделить еще большее внимание работе с ИКТ на уроках Вы владеете базовым уровнем работы на компьютере, но Вам нужно больше работать с информацией сети Интернет. Продолжать саморазвитие в сфере использования ИКТ. Без комментариев…
Приложенные файлы