Корабль viking. Суда викингов

Корабли викингов

Большая часть того, что мы знаем о кораблях викингов, стала известна после находки двух особых лодок, погребенных во второй половине IX в. в Гокстаде и Осеберге в Норвегии. Корабли, раскопанные на этих известных участках, всего лишь завершают список подобных открытий, которые значительно расширяют диапазон наших знаний о предмете. Самая последняя находка из пяти кораблей была обнаружена в 1962 г. недалеко от Скулделева в фьорде Роскилле, Зеландия, где они были затоплены, чтобы загородить вход в гавань, в начале XI в. Большинство открытий представляли собой корабельные кладбища, и обнаружены, главным образом, в Норвегии. Только одно такое открытие было сделано в Дании, в Лэдби. Самые ранние, успешные раскопки кораблей проводились в Туне в 1867 г., а в Гокстаде и Осебергс только в 1880 и 1903 гг. соответственно, но эти находки были плохо сохранены.

Корабль IX в., найденный в Гокстаде, Вестфольд, Норвегия. Был раскопан в 1880 г. в кургане размером 162 фута в ширину и 16 футов в высоту. Сохранился за счет голубой глины. (Университет Олдсаксамлипг, Осло)

По большому количеству старинных технических терминов, используемых в современном языке, очевидно, что у викингов были различные по конструкции и назначению суда. Но явное различие между торговыми судами и военными появилось только в X в., благодаря не только возросшему значению торговли в скандинавской экономике, но и учреждению военной организации ledungen, которая требовала постройки специализированных судов. Для торговли предназначались knorr и kaupskip; для военных походов - snekkja (что значит «тонкий и выдающийся»), skeid (возможно, означает «рассекающий воду») и drekar или «дракон» - название, которое, несомненно, произошло от обычая вырезать голову дракона на носу боевых кораблей викингов.

Резной нос озбергского корабля, оканчивающийся спиралью в виде головы змеи. (Университет Олдсаксамлинг, Осло)

Суда широкого назначения, равно подходящие как для торговли, так и для пиратства, как найденные в Гокстаде, обычно назывались skuta или karfi. Наиболее отчетливое различие между торговыми судами и военными заключалось в том, что первые были короткими, широкими, с высокими надводными бортами и зависели прежде всего от мощности парусов. Военные же были длиннее, уже имели меньшее водоизмещение (это увеличивало их скорость и способность преодолевать длинные расстояния вверх по реке во время пиратских экспедиций) и намного больше весел. Поэтому военные корабли получили характерное название langskip - длинный корабль, или «лодья».

Боевые суда сильно различались в размерах. Их классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов (sessa), или промежутков между поперечными балками («места», rum или spantrum). Согласно Гулафинглоу, в X в. тринадцатибаночный корабль (threttanscssa, т. е. судно с 13 скамьями (банками) с каждой стороны, или 26 веслами) был наименьшим из тех, которые могли называться военными - всё, что было еще меньше, уже считалось не пригодным для войны. Известно, что в набегах на Англию в конце IX в. были задействованы 16-18-баночные лодки, так как англо-саксонская летопись рассказывает, что Великий король Уэссекса Альфред в 896 г. построил 60-весельные корабли (т. е. с 30 и более скамейками), которые были в два раза больше, чем у викингов. Очевидно, что корабль, найденный в Гокстаде, принадлежал примерно к этому времени и был 16-баночный. Ко времени Гулафинглоу был установлен стандарт для военных кораблей - 20 или 25 банок. Тридцатибаночные тоже встречались, только в очень небольшом количестве (Гулафинглоу, например, оценивает военный потенциал Норвегии в середине X в. в сто двадцать 20-баночных кораблей, сто шестнадцать 25-баночпых кораблей и только один 30-баночный корабль). Гигантские военные суда, свыше 30 банок, начали появляться в самом конце X в. «Длинный змей» короля Олафа Тригвассона с 34 скамьями стал первым и наиболее знаменитым. Он был построен зимой 998 г.; но он не являлся самым большим в истории, как заявляют многие крупные специалисты. Также известность получили и несколько 35-баночных кораблей, построенных в XI–XIII вв., например, «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, сконструированный зимой 1061–1062 гг. в Нидаросе.

Восстановленный гокстадский корабль, в музее кораблей викингов в Осло. (Университет Олдсаксамлинг, Осло.)

«Hugin», реконструкция гокстадского корабля, изготовленная в Дании. В 19?9 году это восстановленное судно пересекло Северное море. Сейчас стоит на постаменте у бухты Пегвелл, рядом с Рамсгетом, Кент.

В «Саге короля Харальда» описывается, что он был значительно шире, чем обычный военный корабль, - таких же размеров и пропорций, как «Длинный змей», и каждая его деталь была тщательно обработана. На носу - голова дракона, на корме - хвост, к тому же нос был золоченый. Он имел 35 пар скамеек и был огромен даже для своего класса. В настоящее время Флатеярбок утверждает, что король Кнут имел судно с 60 местами, но это, несомненно, ошибка, и здесь имеется в виду 60 весел. Так как иначе его длина была бы 230 футов или даже больше, что в принципе невозможно.

Один из пяти кораблей Скулделева является крупнейшим из когда-либо найденных. Военный корабль найден в плохом состоянии. По оценкам, он составлял приблизительно 92 фута в длину и 15 футов в ширину, возможно с 20–25 банками. Среди прочих находок можно также отметить экземпляры, раскопанные: в Лэдби (ок. 900–950 гг.) размером 70 на 8,5 фута - из пропорций видно, что это военный корабль, несмотря на 12 пар весел; в Туне (ок. 850–900 гг.) - размером примерно 65 на 14,5 фута, с 11 парами весел. Судно, найденное в Осеберге, имело 71,5 фута в длину и 17 футов в ширину, с 15 парами весел (вероятно, это было что-то вроде «королевской яхты»); а гокстадская находка была даже больше - 76 футов в длину и 17,5 в ширину, с 16 парами весел. Knorr, обнаруженный в Скулделеве - единственное торговое судно, найденное за последнее время, размером 54 на 15,75 фута.

Боевые и торговые суда имели две небольшие приподнятые палубы, на носу и на корме. Между ними была палуба, обшитая неплотно прикрепленными досками, которые поднимались для упрощения укладки тюков, постоянно необходимой в суровую погоду. Во время стоянки на якоре или в гавани главная палуба накрывалась большим тентом, прикрепленным на разборном, легком шпангоуте корпуса, чтобы защитить команду от непогоды. В саге «Сварфдела» описывается 12 кораблей, стоящих на якоре: «Все покрытые черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, где сидели люди и пили». Щиты членов команды обычно вешались вдоль планшир, хотя современные специалисты часто утверждают, что это делалось только «в особых случаях», а во время гребли было невозможно. Однако это мнение основывается только на примере гокстадского корабля, на котором щиты были привязаны ремнями к деревянной рейке так, что действительно закрывали весла. На осебергском судне они были расположены в прорезях шпангоута и прикреплены с наружной стороны планшира таким образом, что совсем не мешали гребле. Это совпадает и со свидетельством саг, которые отмечают, что щиты иногда крепились так на судах, участвующих в сражении. Например, в «Битве на фьорде Гафрс» описывается, что планширы «блестели начищенными щитами», а в «Сражении на реке Нисса» в 1062 г. «воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планшир». На готландских наскальных рисунках щиты также изображены расположенными таким образом на парусных кораблях.

Примерно 375 рунических камней, выполненных на известняке и песчанике, датированные 5-10 веками, были найдены на острове Готланд, в Швеции. Самые лучшие принадлежат к VIII–IX векам. На данном экземпляре, из Larbro, в нижней части изображен полностью оснащенный корабль, в верхней части - сцена сражения. Между ними шествие воинов, идущих в Валгаллу. (Стокгольм)

Невероятно, но ни в одном из кораблей викингов не было найдено никаких следов существования самих скамеек для гребцов, чаще всего предполагают, что их роль выполняли личные сундуки матросов (сундуки с осебергского судна были подходящего размера для сидения).

Хотя некоторые документы утверждают, что моряки хранили свои вещи не в сундуках, а в кожаных мешках (hudfat), которые служили также и спальными мешками, так что этот вопрос решить не так уж и просто. В одном из военных кораблей, найденных под Скулделевым, в качестве сидений, вероятно, могли использоваться поперечные балки. В то же время один эксперт предположил, что гребцы вообще стояли. Сами весла обычно в среднем составляли 16–17 футов в длину, на гокстадском же судне они были от 17 футов до 19 футов 2 дюймов. На веслах обычно было по одному человеку, но во время сражения могло быть и трое, чтобы защитить гребца от вражеских метательных снарядов и обеспечить смену. «Длинный змей» Олафа Тригвассона в одной из битв 1000 г. якобы имел до 8 человек на «полместа» (т. е. на каждом весле), не считая остальных 30 бойцов. В сумме выходит 574 члена экипажа, поэтому более вероятно, что 8 человек было на «место», а не на «полместа», и команда состояла из 302 моряков.

Это резной флюгер, сделанный из позолоченной бронзы. По рассказам саг, он устанавливался на носу многих лодей викингов и являлся знаком особой значимости. Четыре экземпляра сохранились в качестве ветровых флюгеров на шпилях церквей. Данный флюгер был найден в Хельсингланде в Швеции, другие же на о. Готланд и в Норвегии. Все четыре датируются XI–XIII веками, хотя экземпляр из Швеции иногда относят к X веку. На флюгере обнаружено несколько царапин и вмятин, вероятно, от стрел. Такие флюгеры служили столько же, сколько и сами суда викингов, а на шпили церквей они попадали согласно традиции складывать паруса и другие переносные спасти военных кораблей в местных церквях. После сокрушительного поражения в морской баталии в XV веке от флотилии, состоящей из высокобортных рыбачьих лодок, старые галеры больше не участвовали в сражениях; их оборудование уже не использовалось, и флюгеры переищи к церквям. (Стокгольм)

Для походов в открытое море использовались огромные квадратные паруса. Они появились на скандинавских судах самое позднее в VIII веке, и это, несомненно, было одним из тех технологических новшеств, которые способствовали расцвету цивилизации викингов. В 1893 г. «Викинг», точная реконструкция гокстадского корабля, пересек Атлантический океан. Он развивал скорость до 11 узлов под парусом и всего за 28 дней дошел из Бергена до Ньюфаундленда. Паруса самих викингов, вероятно, были сделаны из шерсти, хотя некоторые эксперты утверждают, что они были льняные. Орнаментальные узоры, изображенные на готландских наскальных рисунках, возможно, отображают то, как при помощи кожаных ремней и канатов пытались сохранить форму шерстяных парусов. Эти рисунки также показывают принцип действия канатов рифа, прикрепленных к нижней части паруса. Он, несомненно, ничем не отличался от принципа действия, используемого на северо-норвежских рыбачьих лодках вплоть до XIX века. При натяжении каната зарифлялась парусина, образуя складки, и таким образом убирался парус. В сагах описываются паруса викингов с синими, красными, зелеными и белыми полосками и клетками. Остатки парусов с гокстадского судна были белыми с красными полосками. Мачта была, скорее, всего в два раза короче длины самого судна, поэтому когда во время битвы ее спускали, она даже не задевала бимсов на корме. Целиком не было найдено ни одной мачты.

На корме по правому борту (рулевому борту) находилось большое весло со съемной рукояткой, которое служило в качестве руля. На носу и корме обычно вырезались головы и хвосты животных, в частности, драконов («змей»). Этот североевропейский обычай относится еще к I–II векам, что подтверждается норвежскими наскальными рисунками. По таким золоченым головам обычно давали названия кораблям, например: «Длинный змей», «Бизон», «Журавль», «Человеческая голова». По исландскому закону, во время похода на новую землю нужно было сначала перевезти фигуру головы с корабля, чтобы прогнать духов, покровительствующих острову. Этот обычай, возможно, был распространен по всей Скандинавии, так как даже гобелен из Бойе изображает флотилию норманнов, идущую по морю, с фигурами голов, а причалившую в Англии - уже без них.

Рисунок на резной трости первой половины тринадцатого века, найденной в Бергене. Изображены носы норвежских кораблей, из которых три - с флюгерами.

Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил Вадимович

Корабли вступают в бой Уже 22 июня 1941 г. Военный совет 14-й армии, которой тогда командовал генерал-лейтенант В. А. Фролов, отдал приказ о срочной переброске на западный берег Кольского залива 325-го стрелкового полка из состава 14-й стрелковой дивизии. Затем вечером 24 июня, за

Из книги Морские драмы Второй мировой автора Шигин Владимир Виленович

«Корабли свободы» Огромные потери торгового флота Великобритании, которые он нес после начала Второй мировой войны, потребовали резкого увеличения числа строившихся грузовых судов.Желая помочь англичанам, президент США Франклин Рузвельт 3 января 1940 г. принял решение

Из книги Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация? автора Маслов Михаил Сергеевич

Из книги Messtrstlnitt Bf 109. Часть 6 автора Иванов С. В.

Черные корабли 1854 г. стал роковым для Японии. Самоизолировавшаяся от внешнего мира страна сакур и самураев вела свою обыденную жизнь под властью сегуна из дома Токугава, пока в один из дней этого рокового года в бухту Урага не вошли «черные корабли» под звездно-полосатым

Из книги Американские фрегаты, 1794–1826 автора Иванов С. В.

«Теодоры» среди викингов Первые Me 109T - всего 63 штуки - начали поступать в части в конце июля, несмотря на то, что на фронте находились с 1 июня. Машины предназначались для службы в Норвегии, а точнее, в ее южной части, расположенной ближе всего к берегам Англии. На этом

Из книги Казематные броненосцы южан, 1861–1865 автора Иванов С. В.

Корабли Примечания: ДМП - длина между перпендикулярами - расстояние между форштевнем и ахтерштевнем. Эта длина ближе всего соответствует длине ватерлинии. Под шириной понимается максимальная ширина. Глубина трюма определяется как высота между днищем корабля и уровнем

Из книги Техника и вооружение 2014 02 автора

Корабли Броненосная политика Мэллоури началась с адаптации корабля «Мерримак» в казематный броненосец таранного типа. В отсутствие развитой промышленной базы любые попытки южан построить технически сложный корабль типа «Монитора» северян заведомо были обречены на

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Десантные корабли ВМФ России. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов» Владимир Щербаков В воспоминаниях одного из советских офицеров, служивших военным советником в Анголе, я прочитал захватывающую дух историю, более похожую не на военную быль, а на сценарий

Из книги Крейсер I ранга “Адмирал Корнилов". 1885-1911. автора Мельников Рафаил Михайлович

Из книги Викинги автора Хез Йен

Корабли и люди В грядущей войне с Японией “Адмирал Корнилов” не участвовал. Он уже почти выработал свой обычный в мировой практике 20-летний служебный ресурс и для войны явно не годился: старая артиллерия, отсутствие двойного дна исключали его поход на войну. Правда,

Из книги Арсенал-коллекция, 2012 №05 (5) автора Коллектив авторов

Военное искусство викингов Тактика боя Основные сражения викингов происходили на море, о чем свидетельствуют три примера: сражение в Хафрс фьорде в 872 г., Сволдре - в 1000 г. и Ниссс - в 1062 г. Несмотря на это, они старались приблизить тактику морского сражения к сухопутной,

Из книги Флот Римской империи [Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Кон автора Старр Честер Г.

Крылья викингов: истребитель J22 Этот истребитель не был самым скоростным и вооружённым, не был самым массовым, он даже не воевал, однако роль его в становлении авиационной промышленности своей страны и укреплении её обороноспособности была велика. Шведский истребитель

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 1. Корабли Эскадры империи унаследовали и использовали во все время своего существования тип военного корабля, который невозможно обнаружить в современных флотах. Это была удлиненная, невысокая боевая галера, судно, фактически имевшее решающее преимущество в том, что

Из книги автора

§ 3. Мавретанские корабли Система Августа, который поручил Сирийскому и Александрийскому флотам патрулирование восточных морей, недолго сохраняла свою первозданную ясность. В правление Веспасиана имперский вольноотпущенник командовал либурной Nilus Александрийского

Страны Северной Европы славятся своими старинными традициями кораблестроения. Первыми средствами, предназначенными для передвижения по морю, были лодки примитивного типа, из которых постепенно выкристаллизовалась новая разновидность корабля, отличавшаяся от ее средиземноморских аналогов наличием дощатой обшивки, в которой доски накладывались краями одна на другую (внакрой).

Кто такие викинги

Древние викинги имели множество имен, наиболее известными из которых были «варяги», «люди моря» и даже такие эмоциональные эпитеты, как «языческие чудовища». Отряды этих храбрых, выносливых и отнюдь не мягкосердечных воинов проводили свою жизнь на маленьких быстроходных кораблях в постоянных морских походах, безжалостно опустошая прибрежные города Италии, Франции, Португалии, Испании, Англии. Позднее викинги сумели переплыть Каспийское море и показывались даже в окрестностях Багдада, а выдающийся моряк и пират Эрик Рыжий сумел достичь североамериканских берегов почти за пять сотен лет до Колумба - в 1000 г. - и основал небольшое поселение в северной части острова Ньюфаундленд.

Викинги как социальный слой возникли в Скандинавии приблизительно в середине 8 в. н.э. В основном это были выходцы из прибрежных сел и деревушек, светловолосые скандинавы. Однако название «викинг» не означало обязательную принадлежность к какому-либо народу: существовали также ирландские и славянские викинги. В Европе этим термином объединяли всех людей, образ жизни которых имел определенные четко выраженные особенности. Поэтому назвать точное время и место объединения викингов в единую общность невозможно. В самой Скандинавии между поселениями викингов существовали значительные отличия в языке, обрядах и архитектуре.

Как выглядели корабли эпохи викингов

Время господства викингов на морских просторах - это VIII-XI вв. Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая.


Драккар

В 1880 г. в Осеберге была обнаружена , датируемая 700 г. н.э., а в 1904 г. в Гокштадте - ладья, построенная в 800 г. н.э. Благодаря этому ученым удалось полностью реконструировать все особенности этого северного судна. Так, выяснилось, что ладьи викингов были снабжены килем, к которому прикреплялись шпангоуты, изготовленные из цельного дерева. Обшивку накладывали внакрой и закрепляли на шпангоутах посредством кожаных шнуров и штырей, доски же обшивки соединялись между собой железными гвоздями. Верхняя часть обшивки имела уключины, в которые вставлялись весла. Шпор мачты устанавливали на коротком кильсоне особой формы, сделанном из цельного бруска. Ладья имела единственный рей, на который и поднимался четырехугольный парус. В качестве руля использовалось большое весло, которое прикреплялось посредством стропа к боковой стороне ахтерштевня. Длина кораблей викингов равнялась 30-40 м, а количество весел по каждому борту составляло 30-60 штук. Ладьи большого размера называли драккарами (драконами).

Самый большой из известных драккаров викингов носит в данное время имя "Роскильде 6". естественно, что настоящего имени этого красавца никто не знает. Когда тысячу лет тому назад на горизонте появлялся стройный и прекрасный силуэт «Роскильде 6», для тех, кто его видел это были очень плохие новости. Этот драккар вез по водам северных морей компанию суровых, жаждущих крови и добычи воинов.

Это самый большой из найденных кораблей викингов. Его обнаружили в Роксильде в 1996 году, причем совершенно случайно. Сохраняя правила датского языка его название правильнее произносить как "Ро́скилле" (дат. Roskilde). Согласно подсчетам, на постройку такого корабля в те далекие времена ушло 30 тысяч человекочасов квалифицированного труда судостроителей, плюс к этому работы по валке деревьев и перевозке материалов. Длина корабля чуть больше 36 метров, и это на четыре метра больше, чем флагманский корабль Генриха VIII «Мэри Роуз» (анг. Mary Rose), построенный пятью веками позже. «Роксильде 6» также на шесть метров длиннее, чем корабль викингов, воссозданный под названием Sea Stallion, который в 2007 году прошел путь из Скандинавии до Дублина, обогнув Шотландию.

Раскопки "Роскильде 6"


Оригинальный остов корабля установлен в металлической раме, воссоздающей его форму и полную длину.
Построили этого гиганта после 1025 года, когда были срублены использованные для строительства дубовые деревья. Он мог перевозить 100 воинов, которые по очереди садились за 39 пар весел, если ветра для наполнения квадратного паруса из шерстяной ткани оказывалось недостаточно. На борту им было довольно тесно, спать приходилось между сидений, а для припасов места было очень мало. Поэтому припасов брали минимум – свежую воду, эль или медовуху, которая портилась не очень быстро, вяленую рыбу, а также соленое и вяленое мясо.

Плавание было неудобным, но как правило коротким. Брать большой груз не было нужды, так как корабль шел удивительно быстро. Так, судну Sea Stallion удавалось поддерживать среднюю скорость в 5,5 узла, а максимальная скорость хода составляла у него 20 узлов. После высадки на берег викинги могли добывать продовольствие охотой и грабежом, действуя безжалостно и эффективно. Вся Европа испытывала на себе ярость норманнов более трехсот лет.

Наверняка корабли приходили не поодиночке. «В летописях есть свидетельства, говорящие о том, что суда прибывали сотнями, – говорит Гарет Уильямс (Gareth Williams) ученый из Британского музея. – Поэтому можно вести речь об армии численностью до 10 тысяч человек, которая внезапно высаживалась на вашем побережье. Это были хорошо обученные, сильные воины, способные очень быстро передвигаться как по воде, так и по суше». По словам Уильямса, строительство таких шикарных кораблей обходилось баснословно дорого, но это была всесокрушающая демонстрация военной мощи норманнов.

Обстоятельства находки и реставрации

Корабль был найден совершенно случайно, когда в корабельном музее Роскильде в Дании делали пристройку (!). В самом музее также размещены найденные ранее корабли викингов, которые в давние времена потопили специально, чтобы сузить проход во фьорде и защитить подходы к Роскильде, древней королевской столице Дании.
В 1996 году наблюдавшие за ходом строительных работ археологи обнаружили на месте нового фундамента остов огромного корабля, некоторые шпангоуты которого уже были сломаны вбитыми в основание пристройки сваями.

Больше того случайная находка оказалась настоящим сокровищем, всего состоящим из девяти (!) кораблей викингов. «Роскильде 6» (надеюсь теперь понятна цифра "6" в названии), у которого удалось спасти почти половину корпуса, стал самым зрелищным открытием.

Оригинальные корабли Роскильде эффектно выставлены на всеобщее обозрение в специально отстроенном для этих целей зале. Корпуса выглядят весьма прочно, однако они могут расколоться как хрупкое стекло. Во время раскопок отсыревшие шпангоуты «Роскильде 6» могли рассыпаться в труху, если бы к ним был доступ воздуха. Проектом консервации кораблей руководил специалист из Национального музея Кристиан Страткверн (Kristiane Straetkvern). Суть его заключалась в том, чтобы высушить шпангоуты 10-метровой длины гораздо медленнее, чем это делалось по прежним методикам, а затем ушедшую влагу заменить синтетической смолой, благодаря чему остов стал легче, но остался крепким.
Для корабля наступил напряженный момент, когда началась сборка и проверка высушенных шпангоутов. Каждый из них был вставлен и закреплен в своем тщательно вырезанном при помощи лазера и хорошо подогнанном по размерам гнезде. В результате получилась скрепленная болтами рама, напоминающая гигантский детский конструктор. Но при перевозке ее легко можно разобрать на сотни деталей.

Детали корабля в процессе консервации


Финальный этап работ: сборка корабля "Роскильде 6" на раме


Законсервированный, закрепленный на раме остов корабля "Роскильде 6" в выставочном павильоне Национального музея Дании

Команда из музея Роскильде превратилась в группу экспертов по воссозданию древних кораблей, и их регулярно приглашают для проведения реставрационных работ. Они надеются на то, что в один прекрасный день им удастся воссоздать в натуральную величину копию огромного корабля «Роскильде 6» и отправить свое творение за море – но не терроризировать население Европы, а вызывать у него благоговейных трепет перед историей.

Технические характеристики и особенности конструкции

Удалось установить, что «Роскилде-6», являлся драккаром, невероятной протяженности – 37 м,при ширине корпуса 3,5 м, таким образом, корабль этот следует отнести к классу, давшему начало таким гигантам, как легендарные «Длинный Змей» и «Большой Дракон». Построенная около 1025 г., прекрасная ладья почти наверняка являлась королевской собственностью, а потому трудно избежать искуса приписать ее королю Кнуту, который правил тогда в Дании, в Норвегии, в Англии и в Южной Швеции.

Дубовый и Т-образный в поперечном сечении киль достигает 32 м в длину, состоит из центральной секции и двух узлов по краям, к которым прикреплялся посредством длинных соединений внахлест. Расположенные на расстоянии 78 см друг от друга шпангоуты покрывали пять первых поясов обшивки, что превращало соединявшие их верхние поперечины (к несчастью, несохранившиеся) в идеальные банки для гребцов. Легкие полурамы, пригнанные и закрепленные между шпангоутами, добавляли прочности третьему и четвертому поясам. Последний еще усиливался стрингером, к которому подсоединялись нижние бимсы. Уцелел только фрагмент кильсона, покоившегося на шпангоутах и закрепленного с помощью горизонтальных коленцев. Размер паруса судна оценивается в 200 кв. м. Принимая во внимание еще и 78 гребцов с длинными веслами, от вида такого левиафана, должно быть, захватывало дух. Настоящий корабль из саги, он мог легко вместить 100 воинов, и, вне всякого сомнения – дополнительную грозность и воинственность придавала ему, как всегда, великолепно сработанная драконья голова (которую, правда, не нашли).
Схема сохранившегося корпуса драккара «Роскилде-6»

Реконструируемый силуэт корабля "Роскильде 6" в сравнении с силуэтом человека (в носовой части).

Реконструкции корабля "Роскильде 6" еще не было, наиболее похожим из найденных кораблей викингов, является "Скулделев 2" (дат. Skuldelev 2 - Скюллелев 2), который на 6 метров короче "Роскильде 6". Длинные морские переходы, говорят об очень хороших качествах этого корабля.


Драккары -от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой.

Конструктивно драккар викингов представляет собой развитый вариант снеккара (от древнескандинавского «snekkar», где «snekja» означает «змея», а «kar» соответственно – «корабль»). Снеккар был меньше и маневреннее драккара, и в свою очередь произошел от кнорра (этимология норвежского слова «knörr» неясна), небольшого грузового судна, которое отличалось невысокой скоростью движения (до 10 узлов). Тем не менее, Эрик Рыжий открыл Гренландию вовсе не на драккаре, а именно на кнорре.

Размеры драккара – величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров (соответственно от 35 до 60 футов), хотя предположительно могли существовать суда большей длины. Это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров – малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Драккары позволили скандинавам открыть Британские острова (включая Исландию), достичь берегов Гренландии и Северной Америки. В частности, американский континент открыл викинг Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый». Точная дата его прибытия в Винланд (так Лейф назвал, вероятно, современный Ньюфаундленд) неизвестна, но это точно случилось ранее 1000 года. Столь эпичное путешествие, увенчавшееся успехом во всех смыслах, лучше всяких характеристик говорит о том, что модель драккара была крайне удачным инженерным решением.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Считается, что драккар (картинки реконструкции корабля вы можете видеть ниже), будучи «кораблем-драконом», неизменно имел на киле резную голову искомого мифического создания. Но это заблуждение. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался именно дракон, более того – этот элемент был мобильным.

Деревянное изваяние мифического существа на киле судна указывало, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар викингов подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась – это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров викингов произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона (знаменитого норвежского короля), спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло имело длину до 6 метров. В путешествии команда драккара викингов редко составляла больше 100 человек, в подавляющем числе случаев – гораздо меньше. При этом каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыха и под которой хранил личные вещи. Но во время военных походов размеры драккара позволяли вмещать до 150 бойцов без существенной потери в маневре и скорости.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили на берег, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов всегда отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн», «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема – кеннинга.

Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру – Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

Корабль из Гокстада имеет 23 метра в длину и 5,1 метров в ширину, при этом длина гребного весла составляет 5,5 метра. То есть объективно Гокстадский корабль достаточно крупный, он явно принадлежал хёдвингу или ярлу, а возможно даже конунгу. У корабля одна мачта и большой парус, сшитый из нескольких вертикальный полос. Модель драккара имеет элегантные очертания, судно целиком изготовлено из дуба и снабжено богатым орнаментом. Сегодня корабль выставляется в «Музее кораблей викингов» (Осло).

Любопытно, что драккар из Гокстада был реконструирован в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев построили точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, достигнув берегов США и высадившись в Чикаго. В итоге, корабль смог разогнаться до 10 узлов, что в действительности является отменным показателем даже для традиционных судов «эпохи парусного флота».

В 1904 году в уже упомянутом Вестфолле, возле Тёнсберга был обнаружен еще один драккар викингов, сегодня он известен как Осебергский корабль и также выставляется в музее Осло. На основании обширных исследований археологи сделали вывод о том, что Осебергский корабль был построен в 820 году и участвовал в грузовых и военных операциях до 834 года, после чего корабль использовали в погребальном обряде. Чертеж драккара мог выглядеть так: 21,6 метра в длину, 5,1 метров в ширину, высота мачты неизвестна (предположительно в пределах от 6 до 10 метров). Площадь паруса Осебергского корабля могла составлять до 90 квадратных метров, вероятная скорость – не менее 10 узлов. Носовая и кормовая части снабжены великолепной резьбой, изображающей животных. На основании внутренних размеров драккара и его «убранства» (в первую очередь имеется ввиду наличие 15 бочек, которые часто использовались викингами в роли вещевых сундуков) предполагается, что на судне было не менее 30 гребцов (но вполне вероятны и большие цифры).

Осебергский корабль относят к классу шнеккаров. Шнеккар или просто шнек (этимология слова неизвестна) – это разновидность драккара викингов, который изготавливался только из дубовых досок и был широко представлен у североевропейских народов много позже – с XII по XIV век. Несмотря на то, что судно получило критические повреждения во время погребального обряда, а само захоронение-курган было разграблено еще в Средневековье, археологи нашли на сгоревшем драккаре остатки дорогих (даже сейчас!) шелковых тканей, а также два скелета (молодой и пожилой женщины) с украшениями, которые говорят об их исключительном положении в обществе. Также на судне обнаружена деревянная телега традиционной формы и, что особенно удивительно, кости павлина. Другая «уникальность» этого археологического артефакта заключается в том, что останки людей на Осебергском корабле изначально связывали с Инглингами (династия скандинавских вождей), но позже анализ ДНК выявил принадлежность скелетов к гаплогруппе U7, которая соответствует выходцам с Ближнего Востока, в частности – иранцам.

Еще один знаменитый драккар викингов был обнаружен в Эстфолле (Норвегия), в деревне Рольвсей близ Тюна. Эту находку сделал известный археолог XIX столетья Олаф Рюгев. Найденного в 1867 году «морского дракона» назвали Тюнским кораблем. Тюнский корабль относят к рубежу X века, приблизительно к 900 году. Обшивка его выполнена из дубовых досок, уложенных внахлест. Тюнский корабль сохранился плохо, но комплексный анализ позволил выявить размеры драккара: 22 метра в длину, 4,25 метра в ширину, при этом длина киля составляет 14 метров, а количество весел предположительно могло варьироваться в диапазоне от 12 до 19. Главная особенность Тюнского корабля заключается в том, что в основе конструкции лежали дубовые шпангоуты (ребра) из прямых, а не гнутых досок.

Технология постройки драккара, установка паруса, подбор команды

Драккары викингов строили из прочных и надежных древесных пород – дуба, ясеня и сосны. Иногда модель драккара предполагала использование лишь одной породы, чаще их комбинировали. Любопытно, что древнескандинавские инженеры стремились подбирать для своих кораблей древесные стволы, которые уже имели естественные изгибы, из них делали не только шпангоуты, но и кили. За рубкой дерева для судна следовало расщепление ствола пополам, операция повторялась несколько раз, при этом элементы ствола всегда расщеплялись вдоль волокон. Все это делалось еще до высыхания дерева, поэтому доски получались очень гибкими, их дополнительно смачивали водой и выгибали над открытым огнем.

Основным инструментом для постройки драккара викингов выступал топор, дополнительно использовались сверла и долото. Интересно, что пилы были известны скандинавам с VIII века, но для постройки судов они никогда не применялись. Более того, известны легенды, согласно которым именитые кораблестроители создавали драккары, используя только топор.

Для обшивки кораблей драккаров (картинки чертежей представлены ниже) использовалась так называемая клинкерная укладка досок, то есть укладка внахлест (внакрой). Крепление досок к корпусу корабля и между собой сильно зависело от местности, где судно изготавливалось и, судя по всему, большое влияние на этот процесс оказывали локальные верования. Чаще всего доски в обшивке драккара викингов скреплялись деревянными гвоздями, реже – железными, а иногда они перевязывались специальным образом. Затем готовая конструкция смолилась и конопатилась, эта технология не менялась на протяжении веков. Такой метод создавал «воздушную подушку», что добавляло кораблю устойчивости, при этом увеличение скорости движения приводило к улучшению плавучести конструкции.

Паруса «морских драконов» изготавливались исключительно из шерсти овец. Стоит отметить, что естественный жировой налет на овечьей шерстке («по-научному» он называется ланолин) давал парусному полотну отменную защиту от влаги, и даже при сильном дожде такое полотно промокало очень медленно. Интересно отметить, что данная технология изготовления парусов для драккаров отчетливо напоминает современную методику производства линолеума. Формы парусов были универсальны – либо прямоугольная, либо квадратная, это обеспечивало управляемость и качественный разгон при попутном ветре.

Исландские скандинавоведы подсчитали, что на средний парус для корабля драккара (фото реконструкций можно увидеть ниже) уходило порядка 2 тонн шерсти (получившееся полотно имело площадь до 90 квадратных метров). С учетом средневековых технологий это примерно 144 человеко-месяцев, то есть, чтобы создать такой парус 4 человека должны были ежедневно трудиться на протяжении 3 лет. Неудивительно, что большие и качественные паруса в буквальном смысле ценились на вес золота.

Что касалось подбора команды для драккара викингов, то капитан (чаще всего это был хэрсир, хёвдинг или ярл, реже – конунг) всегда брал с собой только самых надежных и проверенных людей, ведь море, как известно, не прощает ошибок. Каждый воин «прикреплялся» к своему веслу, скамья возле которого буквально становилась для викинга домом на время похода. Под скамьей или в специальной бочке он хранил свое имущество, спал на лавке, укрывшись шерстяным плащом. В дальних походах по возможности драккары викингов всегда останавливались у берега, чтобы воины могли заночевать на твердой земле.

Лагерь на берегу также был необходим во время масштабных военных действий, когда на корабль брали в два-три раза больше воинов, чем обычно, и места на всех не хватало. При этом капитан корабля и несколько его приближенных в обычной ситуации не участвовали в гребле, также к веслу не прикасался кормчий (рулевой). И тут стоит вспомнить одну из ключевых особенностей «морских драконов», которую можно считать хрестоматийной. Свое оружие воины укладывали на палубу, тогда как щиты вывешивались за борт на специальных креплениях. Драккар со щитами по обоим бортам смотрелся очень эффектно и действительно вселял страх в сердца врагов одним своим видом. С другой стороны, по количеству щитов за бортом можно было заранее определить приблизительную величину команды судна.

Современные реконструкции драккаров – опыт веков

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет четкую реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли останки 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров качественной смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус обладает площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар (фото представлено выше) регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но – только после тщательного отбора и длительной подготовки.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль – это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

P.S. На сегодняшний день тату драккар является достаточно популярным вариантом «художественной резьбы по телу». В отдельных случаях выглядит это достаточно эффектно, однако нужно понимать, что у нас нет ни одного исторического свидетельства о том, что тату драккар могло существовать. Притом, что о татуировках в скандинавской культуре нам известно достаточно много. Столь показательный момент говорит о том, что тату драккар – это вовсе не способ почтить память предков, а скорее глупый каприз.

(ну а в этом разделе мы поговорим, наверное, о самом дорогом для любого викинга
существе — его корабле… Да, да, именно существе, с душей, привычками и повадками!
Но все по порядку. Итак…)

«Реставрация» кораблей

Естественно, «живьем» древних кораблей, на которых ходили тысячу лет назад, в Скандинавии не сохранилось. В сказаниях упоминается множество кораблей, каждый со своим названием и особенными свойствами, есть некоторые сведения о мастерах — корабелах и о том, как викинги относились к своим кораблям. Увы, сказания немногословны, как и вообще всегда, когда речь идет о чем-то ничем не примечательном, таком, что у людей каждый день перед глазами. Те, кто рассказывал, а потом записывал сказания о давних и недавних событиях, вовсе не задумывался о том, как их станут читать через тысячу лет люди, принадлежащие к совершенно иному типу культуры, люди, которым будет в диковинку все то, что для древнего викинга само собой разумелось.

Ученые, конечно, сдаваться не собирались. Кроме сказаний, у них были и иные источники информации, в частности наскальные рисунки, большими мастерами которых скандинавы были с первобытных времен. Рисунки, относящиеся не только к эпохе викингов, но и к бронзовому и даже каменному веку, содержат немало изображений лодок и кораблей. Ученые накапливали различные сведения, постепенно составляя
из них, словно из кусочков разбитой мозаики, нечто вроде цельной картины. Случилось, однако, так, что наиболее всеобъемлющий ответ на множество вопросов пришел из… МОГИЛЬНЫХ КУРГАНОВ.

Но зачем, спрашивается, древним скандинавам было зарывать в землю корабль? Викинги верили, что, попав в Обитель Богов, душа героического воина будет предаваться ратным утехам, вот только о загробных походах на кораблях мифы не упоминают. Небесную дружину Отца Богов представляли себе скорее, как отряд всадников, спешащий к месту сражения. Боле того, погребение в ладье зафиксировано у народов, для которых мореплавание не имело того всеобъемлющего значения, как для скандинавов, — например, у славян. А древние кельты, те и вовсе несли умершего к месту погребения посуху в лодке. Хотя и они не были такими прирожденными мореплавателями, как скандинавы. В чем дело? Сравнивая между собой погребальный инвентарь — имущество, которое клали в могилу вместе с покойным, — у самых различных племен, ученые пришли к выводу: этот инвентарь присущ не столько купцу воину, ремесленнику, охотнику или кем там еще был умерший при жизни, сколько ПУТЕШЕСТВЕННИКУ. По мнению древних людей, на тот свет можно было попасть и без каких-либо магических ухищрений, стоило лишь совершить достаточно длинное путешествие. Скандинавы, хороня покойного, с определенными ритуалами надевали на него особые погребальные башмаки и старались покрепче их завязать, чтобы они не свалились в дальнем пути. И что характерно: практически в каждой религии упоминается ВОДНАЯ ПРЕГРАДА, которую путешествующему в мир иной предстоит преодолеть. Для скандинавской мифологии это бешеный горный поток, несущий камни и куски льда либо бездонно глубокий морской пролив — то есть нечто присущее именно скандинавской природе. Вот почему умершему весьма желательно было иметь с собой в загробном путешествии надежное «плавсредство». Первоначально с этой целью использовалась небольшая лодка, когда начали строить и активно использовать большие корабли, вполне естественно, что именно их стали считать подходящими для загробного путешествия знатного человека.

Вот каким образом боевые корабли вождей викингов иногда оказывались внутри курганов, под слоем плотной синей глины, не пропускавшей атмосферный кислород к деревянным конструкциям. Что и помогло сохранить их для науки.

Древние корабли

В данном разделе мы рассмотрим наиболее известные корабли викингов. найденные в могильных курганах. Это суда из:

Нидама,

Осеберга,

Гокстада.

Всем, кто хочет поподробнее узнать об этих судах, а также о других, здесь не описанных, рекомендуется обратиться к книге Иохена фон Фиркса «Суда викингов», вышедшей в Ростоке в 1979 году и переведенной в Санкт-Петербурге в 1982 году.

Корабельное дерево

Изучив во всех деталях судна из Гокстада и Осеберга, специалисты одно время считали, что излюбленным материалом кораблестроителей был ДУБ. Из книги в книгу кочевало утверждение, что использовались также ясень, бук, береза, сосна, ель, липа, ива и даже ольха, но постольку- поскольку… Это мнение держалось до тех пор, пока начали строить копии древних судов. Тут-то и выяснилось, что Гокстадсткий и Усебергский корабли не были «серьезными» морскими судами — скорее, оба они служили чем-то вроде королевских яхт, на которых совершали прогулки конунг или, в случае Усебергской лодьи, вдовствующая правительница. Возможно также, что оба судна были выстроены для торжественного погребения. Так или иначе, в настоящем морском плавании и тому и другому судну пришлось бы плохо. Хотя размеры и обводы обоих выдержаны в лучших традициях своего времени.

Почему?

Опытные моряки, которым дали попробовать «в деле» воссозданные корабли викингов, были потрясены гибкостью и эластичностью корпуса на волне, особенно в шторм. Корабль буквально «перетекал» с гребня на гребень, при этом борта его «дышали» под напором волн так, что у команды поначалу волосы встали дыбом: сейчас затрещат! Только потом мореходы поняли, что это не недостаток, а преимущество… А ученые снова обратились к древним хроникам, повествовавших о корабельных делах, и нашли там упоминание об эластичности корпуса. Оказывается, викинги отлично знали, что так и следовало строить корабли подобного типа. Нашлось и объяснение, которое они давали явлению, испугавшему современных моряков: корабль, мол, изгибается по волнам, словно рыба или тюлень, и оттого движется быстрей. Это объяснение совсем не столь наивно, как кажется на первый взгляд. Люди понимали. что напору сил лучше противостоять не тупой механической прочностью, а упругостью и гибкостью, перераспределением возникающих нагрузок… По ходу дальнейших испытаний выяснилось, что требованиям, которые предъявляет море к корабельным бортам, лучше отвечает не дуб, а ясень. Дуб слишком жесток; во время ходовых испытаний, в условиях свирепого шторма, бывало и так, что дубовые детали ломались, а ясеневые — выдерживали. Тогда снова обратились к древним анналам и выяснили, что жители европейских побережий, напуганные нападениями викингов, нередко называли грозных пришельцев «аскеманнами» — «ясеневыми людьми», ведь «аск» в переводе с древнесеверного — «ясень». «Асками», согласно тем же анналам, иногда называли и сами корабли викингов. Тут можно возвратиться к разделу Сотворение мира и вспомнить, что Мировое Дерево, которое соединяло Девять Миров, было ясенем, первого человека Боги-Асы вырезали также из ясеня, его так и звали — Аск. А мужественного воина в песнях и сагах называли «ясенем битвы»… И уже не узнать, что от чего пошло: дерево от мифологии или наоборот…

Корабельных дел мастера времен викингов не только хорошо разбирались в том, из какой породы дерева делать ту или иную деталь судна, но и как наилучшим способом использовать данное конкретное дерево или его часть. Например, они знали, что для самых ответственных деталей лучше брать древесину из той части ствола, которая при жизни дерева была обращена на север: она получала меньше солнца и тепла, а, значит, древесина здесь оказывалась более мелкослойной и плотной. Кроме того, дерево, выросшее в густом, а, значит, всю жизнь тянувшееся вверх, к свету, не имеет нижних ветвей, волокна древесины в нем ровные, стало быть, из такого ствола может получиться прекрасное бревно для киля или несколько длинных ровных досок.

Дерево, выросшее на открытом месте, имеющее густую крону и мощные нижние сучья, могло быть разделано на доски для носа или кормы (доски в этих местах должны были иметь естественную кривизну), либо на брусья, опять-таки с естественным изгибом, для шпангоутов, штевней и иных деталей, которым полагается сочетать упругую гибкость с немалой прочностью. Свои требования существовали для весел, для палубных досок, для мачт, для блоков, катков и еще множества корабельных деталей и принадлежностей. Всюду использовалась отборная древесина, и то, что не годилось для одного, шло на другое…

Много ли дерева уходило в общей сложности на строительство одного корабля? Специалисты подсчитали: для постройки боевого корабля длиной двадцать — двадцать пять метров было необходимо срубить не менее одиннадцати деревьев метровой толщины с длиной ствола около пяти метров и еще одно пятнадцати — восемнадцатиметровое — на киль. Это давало пятьдесят — пятьдесят восем кубометров древесины нужного качества.

Было бы, однако, величайшей ошибкой считать, что выбор дерева определялся исключительно его «потребительскими» характеристиками. Срубая дерево, особеннно «благородной», овеянной сказаниями породы, древний человек прекрасно понимал, что убивает живое существо, имеющее такие же права на жизнь, ак и он сам. Прежде чем пустить в ход топор, он долго винился перед деревом, объясняя ему, какая неотложная нужда привела его в лес. Когда же доходило до рубки, в сторонке ставилось угощение, — например, кусок хлеба с маслом, — чтобы древесная душа, соблазнившись лакомством, на время покинула ствол и не испытала лишних мучений. В дальнейшем, совершив ДЕРЕВОУБИЙСТВО, человек подвергал себя очистительным обрядам вроде тех, которыми сопровождалось убийство врага.

Кроме того, дерево не должно было падать вершиной на север, в таком случае его не брали. Дело в том, что север считался средоточием злых сил, там «умирало» солнце, там было жилище холода, смерти и тьмы. Еще скандинавы с подозрением относились к востоку. Если смотреть со стороны Норвегии, там располагались негостеприимные горы с ледниками, оползнями и камнепадами. Не случайно норвежский эквивалент «пошел к черту» звучало как «на север и в горы!». Одним словом, прежде чем брать на строительство корабля дерево, упавшее верхушкой на север или на восток, древний скандинав трижды бы подумал. Он ведь собирался доверять кораблю свою жизнь, а значит, должен был вложить в него только самое хорошее и светлое, любезное Богам и послушное человеку!

Разделка на доски

Срубив, наконец, дерево, его разделывали сразу, не оставляя вылеживаться. Современные корабелы предпочитают выдержанное дерево, но и древние мастера знали, что делали. По мнению специалистов, они руководствовались двумя соображениями: во-первых, сырое дерево легче поддается обработке, а во-вторых, при выдерживании оно усыхает и может растрескаться. Гниль же, как пишут исследователи, корабельным доскам отнюдь не грозила: викинги строили суда открытого типа, с отлично проветриваемым трюмом.

В современной промышленности бревна распиливают на доски специальными пилами. Викинги поступали иначе: приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом — еще и еще раз пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до тридцати сантиметров. Примитивная техника? Викинги не знали пилы? Отлично знали. И пилу и ножовку.

Просто, как пишут ученые, современная технология деревообработки ориентирована на количество, а в древности во главу угла ставили качество. Особенно в таком жизненно важном деле, как строительство корабля. Доски, полученные из расколотого клиньями бревна, имели целый ряд преимуществ перед пилеными. Они прочнее, меньше подвержены усыханию, не так сильно коробятся и трескаются. Еще бы, ведь клин действует вдоль волокон, так, как «удобнее» раскалываемому бревну, а пила режет и рвет как попало. Ко всему прочему, колотые доски с одного боку получались несколько толще. Легко убедиться, что при соединении бортовых досок внакрой (излюбленная техника викингов) этот, на первый взгляд, недостаток превращался в достоинство. Более толстая часть давала возможность сделать в ней вырез для наиболее плотного прилегания соседней доски.

Инструменты

Инструменты для работы по дереву, которыми пользовались викинги при строительстве кораблей, также стали известны ученым большей частью после раскопок древних могил. Специалисты единодушны в том, что выбор этих инструментов весьма широк и в умелых руках достаточен для всех необходимых операций. Изучение найденных наборов, внимательное рассмотрение сохранившихся изображений, а также следы, оставленные разными инструментами на деревянных деталях, позволили заключить, что важнейшим орудием был, несомненно, ТОПОР. Владели же им древние мастера поистине виртуозно. «Невероятно!» — восклицают исследователи, отмечая, что даже окончательная отделка бортовых и палубных досок производилась иногда топором, хотя существовали и более, казалось бы, подходящие приспособления: ТЕСЛО и СКОБЕЛЬ.

Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работы. На одном древнем изображении было найдено сразу четыре типа топоров. Одним валили деревья, другим обрубали сучья, третьим выглаживали доски и четвертым производили окончательную обработку после прилаживания доски к корпусу. Такое пристрастие к топору отнюдь не случайно и не является отличительной чертой именно викингов, основанной, дескать, на том, что действуя «излюбленным оружием» — топором, — в битвах, предпочитали его и в мирном строительстве… Дело в том, что пила лохматит и разрыхляет древесные волокна, тогда как топор их, наоборот, сглаживает и плющит. Деревянная деталь, вытесанная топором, впитывает влагу гораздо меньше выпиленной, а значит, меньше гниет и служит не в пример дольше… Для сверления отверстий использовалось нечто вроде КОЛОВОРОТА: отточенная железная «ложка» на деревянной рукояти с крестовиной, чтобы можно было вращать. В ходу были также НОЖИ всевозможных форм и размеров, ДОЛОТА и СТАМЕСКИ, в том числе полукруглые и фигурные, самые различные РЕЗАКИ, а также МОЛОТКИ и деревянные КОЛОТУШКИ.

Мастерство корабелов

Пользовались ли викинги чертежами? Никаких схем или чертежей пока не найдено, но утверждать заранее, что они не делались вовсе, было бы ошибочно. А вдруг буквально в это время что-то похожее раскапывают на скандинавском полуострове или в Исландии? Примем пока, что наука ответа еще не нашла. Знатоки кораблестроения только предполагают, что викинги, возможно, пользовались своего рода уровнями, позволяющими измерять угол наклона досок обшивки, а также шаблонами для выведения наилучших обводов.

А вот что известно совершенно точно, так это то, что существовали мастера высочайшей квалификации, способные даже и «на глазок» выстроить отменно остойчивый и быстроходный корабль. Такого мастера сопровождала целая бригада различных специалистов: древознатцев, мастеров по выделке досок, резчиков по фигурным деталям и кузнецов, а также некоторое число подсобных рабочих. Лодку или маленькое судно для прибрежного рыболовства каждый уважающий себя скандинав мог построить и в одиночку, на худой конец — с помощником. А вот когда состоятельному человеку требовался большой и качественный боевой или торговый корабль — приглашали хорошего мастера.

Викинги проводили на кораблях всю свою жизнь и, естественно, отлично в них разбирались. Каждый считал себя большим знатоком корабельного дела, поэтому конфликты между мастером и заказчиком, между разными мастерами возникали неизбежно. Решительно все «знали, как лучше», и настаивали на своем. Иногда от мастера требовалась недюжинная смелость, особенно если корабль строился для человека высокопоставленного и к тому же крутого и скорого на расправу.

Однако история свидетельствует, что смелости у таких мастеров хватало. Вот, например, древнее сказание о том, как в самом конце X века строили для Олава конунга сына Трюггви его знаменитый корабль, впоследствии названный «Великим Змеем»:

«…Строитель корабля звался Торберг Строгала. Но многие другие помогали ему — кто сплачивал доски, кто тесал, кто забивал гвозди, кто подвозил лес. Все в корабле было очень тщательно сделано. Корабль был длинный и широкий, с высоким бортом и из крупного леса. Когда уже делали борт корабля, Торбергу понадобилось по какой-то нужде пойти домой, и он там долго оставался. А когда он вернулся, борт корабля был уже готов. В тот же вечер конунг и с ним Торберг пошли посмотреть, какой получился корабль. Все говорили, что никогда не видели такого большого и красивого корабля. Потом конунг вернулся в город. Рано утром на следующий день конунг снова пошел к кораблю, и с ним Торберг. А мастера все уже пришли раньше, но не начинали работать. Конунг спросил, почему они не начинают. Они отвечают, что корабль испорчен: кто-то прошелся от носа до кормы, рубя борт косыми ударами. Конунг подошел и увидел, что это правда. Тогда он поклялся, который из зависти так испортил корабль, поплатится смертью, если он его найдет. А тот, кто мне назовет этого человека, получит от меня большое вознаграждение. Тогда Торберг говорит:

— Я могу сказать тебе, конунг, кто это сделал.

— Ни от какого другого человека — говорит конунг — я не мог бы ожидать, что он знает это и может мне сказать.

— Я скажу тебе, конунг, — говорит Торберг, — кто это сделал. Это сделал я.

Конунг отвечает:

— Тогда ты должен сделать так, чтобы все было, как раньше. От этого зависит твоя жизнь.

И вот Торберг подошел и отстругал борт так, что все косые рубцы исчезли. Конунг и все другие стали говорить, что корабль много красивее с борта, отструганного Торбергом. И конунг веле ему сделать то же самое с другим бортом и сказал, что он ему очень благодарен…»

Обратим внимание на одну фразу только что приведенного отрывка.

Борт, которому придали лучшую, с точки зрения мореходства, форму, стал, по мнению знатоков, МНОГО КРАСИВЕЕ. Это же какой глаз, какой опыт и чутье надо иметь, чтобы определить качество судна по благородству обводов!

Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на веслах, он мог нести на бортах щиты. Корабль со щитами вдоль борта стал прямо-таки «визитной карточкой» эпохи викингов, и не зря. Только не все знают, что щиты не «приколачивались к бортам по обычаю», а удерживались особой рейкой с внешней (либо внутренней) стороны борта. Весла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия — «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на веслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для весел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Боковой руль

Новоделов кораблей викингов к настоящему времени построено немало. Самый первый поход на воссозданной копии Гокстадского корабля состоялся в 1893 году. С тех пор на подобных судах ходили по всем известным историческим маршрутам древних скандинавов: и вокруг Европы, и по русским рекам, и в Америку через Атлантический океан. И даже далее: энтузиасты совершили плавание вокруг света. А в Дании каждое лето проводится "фестиваль викингов", в программу которого непременно включают и "регату викингов" — гонки на новоделах древних судов, которые собираются на праздник со всей Скандинавии. Одним словом, опыт накоплен немалый. И что характерно, о морских качествах своих кораблей современные "викинги" отзываются неизменно в превосходных степенях. Причем корабль ведет себя тем лучше, чем ближе к древнему образцу выстроена реплика, чем точнее стараются соблюдать каждую мелочь.

Одной из таких "мелочей" оказался БОКОВОЙ РУЛЬ. Рассматривая рисунки и чертежи, легко убедиться, что руль у кораблей викингов располагался не по осевой линии кормы, как мы привыкли, а сбоку, на специальном креплении. И пробные современные плавания доказывают, что даже при жестоком ветре и сильнейшем волнении, судном при помощи этого бокового руля без труда управлял ВСЕГО ОДИН ЧЕЛОВЕК! Однако, при всей физической легкости управления кораблем, занятие это очень ответственное, требует большого внимания и сосредоточенности и потому весьма утомительное. И, учитывая, что в отличие от гребцов, кормчий не мог даже согреться греблей в холодную и сырую ночь, ему старались облегчить жизнь хотя бы тем, что на корме устраивали специальное сидение. Оно было расположено выше обычных скамей, таким образом, что головы товарищей не заслоняли рулевому обзор.

Мачта

Корабль викингов не выглядел особенно "стройным". Так, у Гокстадского корабля при длине корпуса двадцать три с лишним метра высота мачты составляла, по мнению ученых, не более двенадцати метров; как будет показано ниже, изрядная площадь паруса достигалась в основном за счет ширины. Но многие ли теперь знают, что мачты на кораблях викингов делались.. СЪЕМНЫМИ?



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.