Прямые методы гос регулирования экономики. Методы государственного регулирования

Экономические методы регулирования

Вторую группу методов государственного влияния на рыночную экономику образуют экономические, или косвенные, методы.

Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Это правовые и экономические средства воздействия на экономическую деятельность, не ограничивающие экономической свободы ее субъектов.

Экономические методы, как административные, разнообразны. Специалисты, в частности профессора П С Ещенко и Ю Палкин, выделяют три группы таких методов: налогово-бюджетные, денежно-кредитные и финансово-ценовые. К первой группе экономических методов прежде всего относятся налоги, что является одним из эффективных экономических методов государственного регулирования рыночной экономики. Это обязательные платежи, определенные действующим законодательством страны. Они являются вычетом из доходов как физических лиц, так и субъектов предпринимательской деятельности и используется государством для воздействия на экономическую деятельность. Если, например, есть потребность в увеличении производства какой-либо продукции, то чтобы создать заинтересованность в ее производстве, государство может применять целевое налогообложение, которое сделает производство такой продукции выгодным для производителей.

Важным экономическим методом регулирующей роли государства являются субсидии и дотации. Это платежи, которые осуществляет государство, чтобы компенсировать уменьшение дохода производителя из-за низкой цены товара. Этот платеж государство платит производителю, чтобы повысить его доход, так как при низкой цене он не заинтересован в его изготовлении. Примером таких субсидий может быть аграрный сектор США. Чтобы поддержать уровень на сельскохозяйственную продукцию, из федерального бюджета направляются средства для прямых выплат фермерам, которые выращивают зерновые культуры и хлопок. Для разных культур субсидии составляют от 15 до 35% рыночной цены. Именно за счет этих субсидий достигается такая ситуация, что цены на сельскохозяйственную продукцию обеспечивают спрос на нее со стороны потребителей и одновременно создают благоприятные условия фермерам для производства продукции. Практика субсидирования аграрного сектора характерна для многих стран мира. Субсидии используются для поддержания низких или стабильных цен как антиинфляционный мероприятие государства.

Широко используются денежно-кредитные методы воздействия государства на экономическую деятельность. Эффективными методами этой группы является процентная ставка, ее регулирование является обычно прерогативой государства, которое использует ее в своей кредиты - денежной политике. Изменяя уровень процентной ставки, государство воздействует прежде всего на инвестиции, увеличивая или уменьшая их зависимости от экономической конъюнктуры и таким образом регулируя рыночную конъюнктуру. При этом государство использует и такой метод, как денежная эмиссия, поскольку путем увеличения или уменьшения объема денежной массы в обращении влияет на уровень экономической активности субъектов хозяйствованияання.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

В современных условиях большое внимание уделяется финансово-денежным методам. Это прежде всего меры воздействия на инфляционные процессы. Для сдерживания роста цен используются такие мероприятия, как интервенции государства на рынках, где в результате превышения спроса над предложением намечается тенденция повышения цен, создания благоприятных экономических условий для производителей дефицитной продукции путем предоставления им финансовых преимуществ, активизация импорта из дефицитных товаров и т.п.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансировано, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны .

Следует отметить, что в реальной жизни четкого разграничения административных и экономических методов провести нельзя. Обе группы методов используются в их взаимодействии и взаимодополнении. Именно такое взаимодействие этих двух групп методов государственного влияния на экономику и является одной из предпосылок эффективности экономической политики государства.

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы .

Под фискальной политикой государства понимается регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, так как государство может запаздывать в своих действиях .

В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилизаторам можно автоматически осуществить изменение налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подобного стабилизатора может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике.

Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Амортизационная политика является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов .

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

1) переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;

2) нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

3) амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения;

4) нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;

5) предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Существенный спад производства за 1991-1996 гг., т.е. за период проведения реформ, в большей степени был обусловлен значительным сокращением капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в 3 раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство общественного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.

В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей являются освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита для инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций .

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

Одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

Но какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.

Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливались заранее заданная производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное планирование.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т.е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.

Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-10-15-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства .

С планированием тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10-15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.

Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желательного результата.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики России.

В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, что является результатом предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности является также важнейшей задачей государства.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.

Методы государственного регулирования экономики - это способы влияния государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий для их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики. Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы ГРЭ классифицируются по двум признакам: по формам влияния и средствами воздействия. По формам воздействия методы ГРЭ делят на две группы: методы прямого и косвенного воздействия. В зависимости от средств воздействия выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Методы прямого воздействия непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. Такой непосредственное влияние осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого влияния. Последние направлены на регулирование темпов роста и структуры экономики, объемов производственного и непроизводственного потребления, масштабов деятельности общественного сектора экономики и др.

Беря в целом, можно сказать, что основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программами, государственные заказы, централизованно установлены эти, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные расходы, лимиты и т.д.

Методы косвенного регулирования - это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенного экономической среды, которая заставляет их действовать в нужном государству направлении. Опосредованное регулирование - это воздействие на экономические интересы. Государство воплощает в жизнь свои решения на основании мотивации. В данном контексте мотивация - это процесс побуждения субъектов рынка к деятельности в направлении государственных приоритетов.

К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.

Правовое регулирование - это деятельность государства по установлению обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов права. Необходим в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти. Вместе юридические нормы должны быть понятны людям, должным обоснованными, системно организованными и пригодными для практической реализации.

Стержнем правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений. Традиционно в каждой норме выделяют три основных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - это такой элемент нормы, в котором указываются условия, обстоятельства, ситуации в сфере экономических отношений, с наступлением которых норма вступает в силу. Диспозиция - часть нормы, которая определяет права или обязанности участников отношений. Санкция - часть нормы, предусматривающая меры административно-правового принуждения в случае невыполнения обязанностей участниками экономических отношений.

Качество правового регулирования зависит от того, как законодательные органы формируют юридические нормы. Основными требованиями к различным формам правового регулирования являются: своевременность, стабильность, полнота, внутренняя согласованность.

Административные методы ГРЭ - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей путем установления их обязанностей, норм поведения и отдаче команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Иногда административные методы ассоциируют с понятием «администрирования», хотя они имеют разное содержание. Администрирование характеризует политический режим, стиль государственного управления, при которых в управленческих процессах преимущественно используются методы силового давления, жесткое подчинение, команды, штрафы, наказания. Администрирование возможно при использовании других методов, в том числе и экономических.

Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, среды. В экономически развитых странах административные методы играют второстепенную роль. Использование таких становится целесообразным, когда рыночный механизм и экономические средства ГРЭ оказываются недостаточными или действуют слишком медленно. Основными инструментами административного регулирования, как уже было сказано, есть лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.д.

Лицензии - это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов. Лицензирование направлено на защиту экономических интересов страны, общества и его членов как потребителей товаров и услуг. Составным элементом лицензирования является перечень видов предпринимательской деятельности, имеющие разрешительный (лицензионный) статус. В Украине порядок выдачи и отмены лицензий определяется «Положением о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности» (Постановление Кабинета Министров Украины).

Квоты - определяют долю субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте и т.п. товаров и услуг. Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.

Санкции - это мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности. В порядке экономических санкций государство может требовать уплаты неустойки, штрафов, пени за невыполнение субъектами рынка определенных обязательств, а также изымать в пользу государственного или местных бюджетов выручку от незаконной деятельности.

Норма - это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществления определенных видов экономической деятельности.

Норматив - поэлементная составляющая нормы, характеризующая количество произведенных или использованных в потреблении товаров (работ, услуг, ресурсов) на любую единицу, например, на душу населения, на одного занятого, на единицу времени (площади, объема), на один рубль ВВП и т.п. С помощью норм и нормативов осуществляются планово-экономические расчеты, регулирование в сферах производства, труда, социальной защиты населения, охраны окружающей среды.

Стандарты - это единые нормы по типам, маркам, параметрами, размерами и качеством изделий, а также по величинам измерений, методами испытаний и контроля, правилам упаковки, маркировки и хранения продукции, технологии производства. Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, термины, обозначения и т.д., Имеющие перспективу многократного использования и применяются в различных отраслях хозяйства, а также в международных экономических отношениях. Соблюдение государственных стандартов обязательно для всех субъектов экономической деятельности.

Цены тоже могут использоваться как инструменты административного регулирования. Целью такого регулирования является предотвращение разрушительному воздействию свободного ценообразования на экономику. Государство осуществляет административное влияние через: установление фиксированных цен на важнейшие товары и услуги, применение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, внедрение механизма декларирования изменения цен, замораживание цен на определенный срок и т.д.

Экономика фирмы: конспект лекций Котельникова Екатерина

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические.

Соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.

Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами и прежде всего – косвенными формами регулирования. И, наоборот: там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым:

1) разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;

2) создание государственного сектора и управление им;

3) перераспределение доходов;

4) разработка и реализация программ развития экономики;

5) борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

6) контроль над ценами и заработной платой;

7) регулирование учетной ставки;

8) установление сроков, норм и методов амортизации;

9) регулирование налогов;

10) эмиссионная деятельность;

11) стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний;

12) защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Основные формы государственного регулирования экономики можно рассмотреть в одном из аспектов такого воздействия – в формировании цен на товары.

Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

43. Понятие государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

2. Объекты государственного регулирования экономики Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

4. Основные направления государственного регулирования экономики Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный

Из книги Покупка дома и участка автора Шевчук Денис

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

19. Методы государственного регулирования обращения денег. Метод регулирования - это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой

Из книги автора

2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

Из книги автора

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

Из книги автора

15.3.4. Средства государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.К

Из книги автора

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией


Для регулирования экономических отношений государство использует экономические, административно-правовые, социальнопсихологические и идеологические методы управления, каждый из которых имеет свой набор инструментов.
Рыночная система предъявляет следующие требования к методам регулирования экономических отношений. Исключаются всякие действия государства, разрывающие рыночные связи. На поведение экономических субъектов предпочтительнее влиять экономическими методами. Экономические регуляторы не должны заменять рыночные стимулы хозяйствования. Например, налогообложение должно быть как можно более нейтральным, т.е. не оказывать влияния на принятие решений (минимизация налоговых льгот, унификация налоговых ставок). Государство должно четко контролировать положительные и отрицательные эффекты функционирования рыночной системы. В процессе регулирования необходимо максимально учитывать национальную специфику.
Обобщая практику государственного регулирования экономики в различных странах, можно выделить следующие современные тенденции государственного регулирования экономики: больший акцент на косвенных методах регулирования; усиление социальных функций государства; усиление воздействия на те сферы экономики, которые непосредственно влияют на экономический рост (образование, экология, фундаментальная наука).
Остановимся подробнее на методах государственного регулирования экономики. Экономические или косвенные методы сохраняют за субъектом полную свободу выбора, предполагают использование разнообразных стимулирующих средств и побуждают объекты регулирования добиваться инициативного решения поставленных задач. Экономические методы регулирования предусматривают: применение и использование косвенного экономического стимулирования; применение мер экономического воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков в целях соблюдения договоров и обязательств по поставкам продукции.
К экономическим методам регулирования следует отнести использование государственной налоговой, амортизационной, кредитно-денежной, валютной и таможенной политики. Для эффективного воздействия на объекты регулирования такими методами целесообразно: предоставить хозяйствующим субъектам широкие права и гарантии этих прав, дающих возможность маневрирования; укреплять собственную финансовую базу субъектов хозяйствования; создавать условия производства, способные заинтересовать фирмы и предприятия в увеличении объемов и повышении
эффективности производства путем научно-технического развития; умело использовать ценообразование, кредитование и т.д.
Наиболее эффективными экономическими методами являются реализация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика - это комплекс мероприятий по регулированию количества денег в обращении, процентных ставок по кредитам, доходности государственных ценных бумаг, курса национальной валюты. Реализуя эту политику, государство оказывает влияние на такие важнейшие экономические показатели, как ВВП, уровень цен, величина процентной ставки, объемы инвестиций, валютный курс. Проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк, который регулирует денежное обращение с помощью специальных инструментов.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это меры правительства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета. Инструментами данной политики являются дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные ссуды, бюджетные расходы, налоги, нормы амортизационных отчислений. Административно-правовые методы. При этом административные методы можно определить как способы и приемы, с помощью которых осуществляется прямое централизованное воздействие субъектов регулирования на объекты регулирования. Под правовыми методами понимается вся совокупность средств юридического воздействия на общественные отношения. Правовые методы регулирования заключаются в установлении государством правил экономической «игры» для фирм и потребителей. Система норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм и т.п.
Для административно-правовых методов регулирования характерны: прямое воздействие на объект регулирования путем определения его ближайших задач, порядка и способа их решения; однозначность решения конкретной задачи, имеющего обязательную силу для исполнителя; невыполнение распоряжений и указаний влечет определенные взыскания.
Хотя для рыночной системы хозяйства характерным является применение в основном экономических методов регулирования, существуют, по крайней мере, шесть областей, где использование административно-правовых методов достаточно эффективно, а порой имеет явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.
Первая область, где необходим прямой контроль, - это монопольные рынки. Вторая область - побочные эффекты рыночных процессов (экономические аспекты охраны окружающей среды). Третья область - национальные стандарты, их разработка и контроль над их соблюдением. Четвертая область - определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Пятая область - защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. И наконец, шестая область применения административно-правовых методов регулирования - реализация целевых программ.
Прямые (административно-правовые) методы регулирования, в отличие от косвенных (экономических), существенно ограничивают свободу выбора. Они могут наносить ущерб тогда, когда не имеют под собой реального экономического обоснования. Типичными административными инструментами регулирования являются: квоты, лицензии, стандарты, предписания, разрешения, установление минимальной заработной платы, продолжительности рабочего дня и времени отдыха, замораживание цен, установление нормативов рентабельности, предельного уровня торговых надбавок, введение валютных ограничений (например, обязательной продажи экспортерами валютной выручки Центральному банку, установление дифференцированных валютных курсов). Административные методы регулирования вполне оправданны в случаях, когда максимальная свобода одних экономических субъектов может обернуться большими потерями для других.
Существуют области, где применение административных методов достаточно эффективно: жесткий государственный контроль монопольных рынков
и, прежде всего, деятельности естественных монополий; разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь и контроль над их соблюдением; определение и поддержание минимально допустимых параметров жизнедеятельности человека (прожиточный минимум, минимальные заработная плата и пенсия, социальная норма жилплощади, пособия по безработице и т.п.); защита национальных интересов в международных экономических отношениях (лицензирование и квотирование импорта и экспорта, стандартизация, медицинские и ветеринарные нормы); чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы и т.п.).
Экономические и административные методы регулирования тесно взаимосвязаны. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, так как контролируется государственным аппаратом. В то же время в любом административном регуляторе есть что-то экономическое, поскольку он сказывается на поведении субъектов, на принятии им тех или иных решений. Например, вводя предельные цены на товары, государство заставляет предпринимателей искать пути снижения издержек и новые источники финансирования капиталовложений. Социально-психологические методы регулирования. Они основываются на изучении социальных условий в коллективе и обществе, на использовании социальных, в том числе социально- психологических, факторов для воздействия на процессы социальной жизни трудового коллектива. К числу подобных методов относятся: планирование социального развития коллектива; повышение производственной и творческой активности и инициативы работников; установление в коллективе благоприятного психологического климата; использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения; воспитание группового самосознания и развитие традиций, обычаев и т.п. Идеологические методы регулирования направлены на повышение сознательности работников, их добросовестного отношения к труду и коллективу. Они включают: широкое вовлечение работников в управление фирмой и развитие демократических начал в управлении; воспитание ответственности за последствия хозяйственной деятельности; воспитание чувства долга и ответственности за порученное дело; развитие критики и самокритики; развитие активности и инициативы.
В целом выбор методов государственного воздействия на экономические процессы, их ранжирование и рациональное сочетание должны производиться исходя из целей соответствующего этапа структурных преобразований экономики и текущей экономической ситуации в стране. При этом государство в современных условиях все больше играет роль макрорегулятора экономических процессов.

Методы государственного регулирования экономики – это способы воздействия государства через исполнительные и законодательные органы на инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики, сферы предпринимательства с целью обеспечения и создания условий для их деятельности с учетом особенностей экономической национальной политики.

Классифицировать методы государственного регулирования экономики можно как по формам, так и по средствам влияния:

  • 1) по средствам влияния:
    • административные;
    • экономические;
    • правовые;
    • морально-этические;
  • 2) по формам влияния:
    • косвенные;
    • прямые.

Методы прямого государственного регулирования экономики воздействуют на функционирование субъектов рынка непосредственно. Прямое влияние осуществляется с помощью экономических инструментов прямого влияния и административно-правовых инструментов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования. К основным инструментам прямого государственного регулирования можно отнести: директивные мероприятия целевых комплексных программ и макроэкономических планов, нормативные правовые акты и государственные заказы, нормативы, централизованно установленные цены, квоты, лицензии, лимиты, государственные бюджетные затраты и т.п.

Методы прямого влияния охватывают также регулирование использования государственных ресурсов и государственной собственности. Объектами прямого воздействия являются прежде всего государственные учреждения, казенные предприятия, ресурсы бюджета.

В качестве методов государственного прямого воздействия можно использовать:

  • государственные контракты и заказы на выполнение работ, поставки определенных видов продукции, оказание услуг;
  • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
  • управление казенными предприятиями;
  • государственную поддержку заказов, программ и контрактов;
  • лицензирование операций по импорту и экспорту товаров, т.е. внешнеторговых операций;
  • нормативные требования к сертификации и качеству продукции и технологий;
  • инвестиции в прирост реального капитала;
  • административные и правовые ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.

К методам прямого вмешательства государства относятся также и различные формы контроля, обеспечивающие ограничение эмиссии денежных знаков, экспорта капитала, валютный контроль, лицензирование различных видов деятельности,.

Прямые методы государственного регулирования экономики основаны на мощных возможностях власти государства и не связаны с рисками финансового ущерба или с возникновением дополнительного материального стимула.

К косвенным методам государственного регулирования экономики можно отнести методы, регламентирующие поведение субъектов рынка как бы опосредованно (не прямо), через формирование определенной экономической среды, заставляющие их действовать в нужном направлении для государства. К таким методам регулирования можно отнести инструменты бюджетного, фискального, инвестиционного, денежно-кредитного, инновационного, амортизационного и других направлений экономической политики.

Правовые методы государственного регулирования экономики – это система нормативных правовых актов и законов, которая регламентирует деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое принуждение в этом случае обеспечивается силой государственной власти и развитием общественного сознания.

Предметом правового регулирования экономики являются отношения между гражданами, обществом, субъектами хозяйственной деятельности и государственными органами; отношения "внутри" государства, между его органами в связи с необходимостью определения их правового статуса и распределения полномочий, а также отношения между различными субъектами хозяйственной деятельности и т.п.

Основными формами правового регулирования экономики в России являются Конституция и законы России, распоряжения и указы Президента России, распоряжения и постановления Правительства России, нормативные правовые акты центральных органов (ведомств и министерств), нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

К инструментам прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка относятся административные методы государственного регулирования экономики. Признаками такого влияния являются: прямое влияние должностных лиц или государственного органа на действия исполнителей через установление норм их поведения, обязанностей, отдачу команд (распоряжений, приказов); безальтернативный выбор варианта поведения, способов решения задач; обязательность выполнения распоряжений, приказов; ответственность за уклонение от выполнения приказов субъектов хозяйствования.

Органом государственной власти на конкретной территории является администрация. Она должна обеспечивать внедрение в жизнь постановлений, законов, распоряжений и указов, определяющих отношения между членами общества и играющих важную организационную роль.

Административные методы необходимы для регулирования отдельных видов экономической деятельности с целью защиты природной среды и интересов как общества в целом, так и отдельных граждан. Следует отметить, что административные методы при нормальных условиях в экономически развитых странах играют, как правило, второстепенную роль. И только, когда экономические средства государственного регулирования экономики и рыночный механизм действуют медленно или оказываются недостаточными, использование их становится целесообразным. В качестве инструментов административного регулирования применяются санкции, квоты, нормы, стандарты, лицензии, государственные заказы, цены и т.н.

Для применения экономических методов государственного регулирования экономики государству необходимо создание материальных или финансовых стимулов, которые смогут влиять на поведение и экономические интересы субъектов хозяйствования. То есть применение экономических методов государственного регулирования экономики позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка решать те или иные задачи в соответствии с частными и общегосударственными интересами и действовать в направлении, необходимом для общества. Таким образом, субъектам рынка удастся сохранить право на свободный выбор своего поведения прежде всего благодаря использованию регулирования с помощью экономических методов.

Экономическое регулирование реализуется инструментами бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, амортизационной, налоговой политики государства и других направлений государственной экономической политики.

Фискальная политика применяет такие инструменты, как налоги, определяющие бюджетные доходы, и государственные закупки, характеризующие бюджетные расходы. Различают рестрикционную (сдерживающую) фискальную политику, которая направлена на сдерживание производства, и экспансионистскую (стимулирующую) фискальную политику, которая направлена через увеличение государственных закупок на стимулирование производства. Существует связь между бюджетным, фискальным и налоговым направлениями политики.

При применении бюджетной политики государство обеспечивает финансирование учреждений сектора общего государственного управления, прямое финансирование инвестиционных программ и обслуживание государственного долга. Расходуются средства государственного бюджета также в таких формах, как субсидии, дотации, субвенции.

Пополнение государственных финансовых ресурсов осуществляется в основном путем применения налоговой политики. Налоговая политика применяется также для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, осуществления структурных преобразований, для стимулирования экономического роста, обеспечения научно-технического прогресса. В рамках налоговой политики реализуется два основных направления: во-первых, это установление налоговых ставок и определение видов налогов и, во-вторых, с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения предоставление отдельным лицам (субъектам) налоговых льгот.

С целью влияния на денежное предложение осуществляется денежно-кредитное регулирование. В качестве основных инструментов при этом Центральный банк России использует: денежную эмиссию, изменение норм обязательных резервов, повышение или понижение учетной ставки, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

В амортизационной политике широко применяется механизм ускоренной амортизации. В результате его использования предприятия прогрессивных областей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования получают возможность накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования и окупить большую часть стоимости машин и оборудования.

К методам государственного экономического регулирования относятся также:

  • протекционистская политика по отношению к отечественным производителям, при применении которой государство создает благоприятные условия для российских товаропроизводителей: льготное налогообложение или освобождение от уплаты налогов на определенный период, высокие ввозные таможенные пошлины на товары определенных групп (например, автотранспорт), размещение государственного или муниципального заказа, выдача гарантий государства под кредитование;
  • при применении политики активного перераспределения доходов, или социальной справедливости, государство может ввести повышенную оплату за использование природных и земельных ресурсов (природную рент}"), увеличить общий уровень налогообложения, ввести выдачу специальных разрешений и лицензий на различные виды предпринимательской деятельности, распределить квоты на добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов (отлов рыбы, добычу зверя); произвести перераспределение доходов через косвенное инвестирование (например, покрытие государством разницы в ставках по банковскому кредиту при вложении организациями средств в приоритетную отрасль) и через прямое бюджетное инвестирование в определенные отрасли народного хозяйства, а также жестко удерживать высокий уровень ставок банковского кредитования через ставку рефинансирования Центрального банка РФ;
  • при использовании политики "открытых дверей" государство отменяет или снижает ввозные таможенные пошлины на товары и продукцию иностранного происхождения, создает организационный и законодательный режим наибольшего благоприятствования для иностранных производителей и их продукции на территории государства.

При внедрении морально-этических (пропагандистских) методов государственного регулирования экономики государство обращается к чести, достоинству и совести человека (наемного работника, государственного служащего, предпринимателя и т.п.). Эти методы охватывают мероприятия популяризации и разъяснения целей и содержания экономической политики, воспитания, средства морального поощрения и т.п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей духовные ценности, определенные убеждения, психологические установки, моральные позиции относительно деятельности государства. Для этого проводятся публичные лекции, специальные программы в СМИ, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы. Эффективность морально-этических методов зависит от степени доверия людей к государству и надлежащей организации пропагандистских акций.

Деятельность организаций (предприятий) с негосударственной формой собственности регулируется в основном экономическими методами (через денежно-кредитную политику центрального банка и через фискальную политику), а с государственной – в основном административными методами, хотя и использование административных рычагов управления на предприятиях первого типа не исключаются.

Сфера использования косвенного регулирования с развитием рыночной экономики значительно увеличивается, снижая возможности прямого воздействия государства на процессы расширенного воспроизводства.

Методы косвенного воздействия и экономические методы составляют основу рыночной экономики. При этом финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику имеют наибольшее значение. Регулирование государством налогового законодательства также играет большую роль. Налоги в рыночной экономике являются одним из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов.

В смешанной и переходной экономиках применяется сочетание косвенного и прямого воздействия. Применение экономических и административных методов в разных отраслях и сферах имеет разную степень распространения, но экономическим методам отдается приоритет.

В современном обществе для эффективного использования методов косвенного воздействия нужны прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность к информации о принимаемых решениях на всех уровнях хозяйствования каждого частного лица.

Жесткое разграничение методов косвенного и прямого воздействия объективно невозможно.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.