Взаимодействие семьи и школы. Взаимоотношения школы и семьи: сотрудничество или противостояние? Из опыта работы школьных педагогов с родителями

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзака ки-Лимберопу лу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ.

Чем больше родители интересуются успехами своего ребёнка, тем ближе и сильнее их связь со школой и сотрудничество с учителями. Но существуют две крайности в этих взаимоотношениях. В некоторых случаях весь интерес и активность сводятся к вопросу «ты сделал уроки?» и к посещению родительских собраний. И если бы это посещение не было обязательным, то, возможно, мы бы и не давали себе труда приходить в школу, где учится наш ребёнок.

Родители, скорее всего, из-за незнания игнорируют связь двух областей (семьи и школы), центр пересечения которых ‑ это ребёнок. При гармоничном сотрудничестве и взаимном дополнении этих систем результаты получаются великолепными. А значит, неплохо было бы общаться с учителями не только на родительских собраниях, но и разговаривать с ними о личности ребёнка и обо всём, что, как мы считаем, они должны о нём знать. Разумеется, в первую очередь это касается особенностей физического и психологического состояния нашего чада. И учителя, в свою очередь, используя свой педагогический опыт, смогут обратить наше внимание на некоторые аспекты его личности и поведения, которые мы, возможно, упустили из виду.

Вторая крайность ‑ это «школоцентричность». Другими словами, вся жизнь такой семьи вертится исключительно вокруг школьных нужд и школьной ответственности детей. Пока ребёнок ходит в детский сад, мы беспокоимся, в основном, о проблемах, связанных с его физическим здоровьем, сном и едой. Некоторые родители признаются, что их уже посещает страх о том, что их ждёт, когда ребёнок пойдёт в школу. Однако до этого пока далеко.

Но вот он отправляется в первый класс. Теперь в жизни семьи всё начинается и заканчивается школой и школьными проблемами, причём делается это чуть ли не на грани истерики ‑ скрытой или явной. Родители (чаще всего, мать) взваливают на свои плечи всю ответственность за учёбу и школьные дела детей.

Отождествление

«Нам к шести на английский», ‑ говорит мама. «По орфографии нам поставили пятёрку», ‑ хвастается бабушка. «В этом году мы сдаём ЕГЭ», ‑ озабочен папа. В течение долгих лет все взрослые в семье говорят о школьных делах и проблемах своих детей во множественном числе. Если спросить их ‑ какие такие «мы» должны пойти к шести на английский, получили пятёрку и сдают экзамены, то взрослые, скорее всего, удивятся и даже растеряются, когда осознáют, насколько сильно они отождествили себя с ребёнком и его школьными делами.

Разумеется, взрослые используют подобное отождествление из симпатии и сочувствия к своему чаду. Но что же происходит в этот момент с ребёнком? Ему передаётся посыл, что ответственность за отношения в школе, учёбу, самоконцентрацию, успеваемость, последовательность в отправлении школьных обязанностей и прочее не принадлежит ему, что было бы вполне разумно, поскольку ведь именно он ученик. Но мама отбирает у него эту ответственность и перекладывает её на свои выносливые и сильные плечи, в то время как ребёнку уготовляется роль статиста. Но статист не может быть ответственным за результат работы. Он на втором плане и просто присутствует при её выполнении…

Нередко можно услышать, что мать или отец вечерами сидят рядом с ребёнком и делают с ним уроки, а в конце проверяют, всё ли он понял и выучил. При этом часто его заставляют переписать письменное домашнее задание и делать это до тех пор, пока родители не посчитают, что он достаточно хорошо с ним справился. Этот процесс, естественно, начинается с благих намерений: чтобы ребёнок стал отличником, научился систематически заниматься, красиво писать и грамотно выражать свои мысли.

К сожалению, семейное окружение обычно полностью одобряет подобное поведение матери и её вмешательство в школьный процесс, поскольку путает его с заинтересованностью и желанием помочь ребёнку. Однако при таком отношении невозможно приучить ребёнка к ответственности и самостоятельности, и позиция статиста, «пешки в чужой игре», может остаться на всю жизнь.

Дело в том, что ответственность, которую человек берёт на себя (или которую на него возлагают), обычно вызывает ответный интерес и помогает ему с удовольствием и немалой отдачей делать своё дело. Когда другие люди берут на себя ответственность за учёбу ребёнка, а тот просто присутствует при этом процессе, совершенно естественно, что он очень быстро самоустраняется и перестаёт в нём участвовать.

Защита от всемогущего контроля

Итак, мама и ребёнок делают уроки. Мать, даже не осознавая этого, играет роль ответственного контролёра. За исключением некоторых очень послушных детей, остальные ребята через небольшой промежуток времени начинают защищаться любыми способами, явно и скрыто. Они утверждают, будто им ничего не задали на завтра, валяют дурака, зевают, нарочно пишут каракули, проявляют равнодушие. Мама-контролёр старается сохранить терпение, но в какой-то момент она не выдерживает и выходит из себя. Как бы этот гнев ни проявлялся, он совершенно точно не улучшит её эмоциональную связь с ребёнком.

«Я работала в компании телефонной связи, и когда мой сын пошёл в первый класс, то смогла досрочно выйти на пенсию, чтобы заниматься с ним. Но теперь я раскаялась в этом своём решении, поскольку не вижу никакого положительного результата. Всю вторую половину дня я заставляю сына сесть за уроки, а он валяет дурака».

Мария, 42 года

«Сентябрь ‑ это месяц, вызывающий во мне ужас, потому что начинается школа. Господи, говорю я, как же мне выдержать целый школьный год?! Каждый день я пытаюсь заниматься со своими сыновьями, и наш дом превращается в поле битвы. Вечером я чувствую себя совершенно вымотанной из-за раздражения и разочарования».

Лена, 30 лет

«Моя дочь учится в третьем классе и делает уроки всю вторую половину дня. Около восьми вечера я прихожу к ней проверить домашнее задание, и мне ничего больше не остаётся, как в отчаянии и недоумении развести руками. Дочка почти ничего не выучила, лишь наполовину выполнила письменные задания, с ошибками и кляксами. Я выхожу из себя, вырываю тетрадь у неё из рук и рву, она протестует, а я требую, чтобы она всё переписала начисто, и в итоге девочка каждый вечер уходит спать в слезах. Что же это такое?»

Мáро, 37 лет

«Пока наша дочь училась в начальной школе, я ежедневно делала с ней уроки, а муж проверял, как она выполнила домашние задания. Сейчас она в восьмом классе и никого не слушается. Она запрещает нам вмешиваться в её занятия и совершенно забросила учёбу. Мы пробовали уговоры, угрозы, крики, наказания, но безрезультатно. Мы с мужем в отчаянии, потому что не знаем, что нам делать в этой ситуации».

Кэти, 38 лет

Участие родителей в школьном процессе

Где же проходит «водораздел» между вмешательством родителей в учебный процесс и их сотрудничеством с учителями и школой?

Родительское участие в делах школы может выражаться в следующем:

— активный интерес, проявляемый родителями в отношении деятельности их ребёнка, постоянная готовность прийти ему на помощь, солидарность, уважение его первенства и ответственности во всём, что касается уроков и школы;

— искреннее взаимное информирование родителей и учителей;

— добровольная помощь родителей школе и их деятельность через родительские комитеты;

— участие родителей в принятии решений тех проблем, которые непосредственно касаются их детей (например, организация пешеходных переходов рядом со школой, приведение в порядок школьного двора и посадка деревьев, косметический ремонт в туалетах, проведение экскурсий и праздников, организация туристических походов, спортивных соревнований и пр.).

Бывает, что родители сами создают сложности и проблемы, потому что путают сотрудничество и вмешательство. Сотрудничество ‑ это интерес и посильное участие родителей в делах школы и класса, в котором учится ребёнок, выражаемые деликатно и тактично. А вмешательство ‑ это агрессивное и совершенно бестактное вторжение в те вопросы, которые находятся полностью в вéдении и компетенции учителя.

Родитель, любящий во всё вмешиваться, ставит в сложное положение и учителей, и своего ребёнка, поскольку всех порицает и резко критикует, уверен, будто уж он-то всё знает и во всём разбирается, и раздаёт советы направо и налево. Часто преподаватели, пытаясь защититься от такого напора, скрываются за стенами отчуждения, что, конечно, никак не облегчает сближение и общение двух сторон.

У таких родителей много хороших побуждений и ожиданий. Они считают само собой разумеющимся фактом, что их дети очень способные, трудолюбивые и любят учиться, а также, что абсолютно все учителя ‑ это исключительно образованные и интересующиеся детьми и своим предметом люди. К сожалению, далеко не все ожидания и надежды родителей исполняются.

Разочарование приводит зачастую к конфликтам с учителями. У родителей очень крепкая эмоциональная связь со своим ребёнком, и поэтому ими часто движет непроизвольный внутренний порыв покрыть его шалости и проступки и оправдать недостатки. Вот и получается, что во всех сложностях и школьных неудачах ребёнка они обвиняют, прежде всего, учителей.

А ещё чаще обвинения звучат с обеих сторон. Их интерес к ребёнку тонет в бесплодной распре друг с другом, которая не приносит никакого положительного результата, ведь ни те, ни другие не берут на себя труд подумать: почему у этого конкретного ребёнка такая низкая успеваемость, почему он совсем не интересуется школьными занятиями и плохо себя ведёт? Может быть, это происходит из-за дислексии, или есть какие-то проблемы с физическим или душевным здоровьем, и тогда необходимо посоветоваться со специалистом? Или у ребёнка возникли пробелы в знаниях, нарастающие как снежный ком, и нужны репетиторы по каким-то предметам? Возможно, у ребёнка не сложились отношения с одноклассниками, или его травят в школе? И наконец, может быть, ребёнок разочарован, растерян, и ему не хватает уверенности в себе? В таком случае, у него просто нет мотива, чтобы попытаться что-то выучить.

Возможно, в его разочарованности виновато саркастичное и авторитарное отношение родителей или ироничное и пренебрежительное поведение какого-нибудь учителя. Ясно одно ‑ пока ребёнок находится в таком психологическом состоянии, нельзя улучшить его успеваемость, поведение и отношения с другими ребятами. Ведь и мы, взрослые, если чем-то сильно расстроены и нас занимает очень серьёзная проблема, становимся рассеянными, не можем думать и сосредотачиваться на чём-либо другом.

Уверенность в своих силах

Большинство детей разных возрастов хотят быть хорошими учениками, выделиться благодаря высокой успеваемости. Каждый школьный класс ‑ это микрокосмос, маленькая модель общества, поэтому школьная жизнь ‑ ценный опыт для каждого ребёнка. Не только потому, что он получает разносторонние знания, но и из-за того, что таким образом готовится к жизни в обществе. Чем менее он закомплексован и чем более уверен в себе, тем легче ему приспособиться к школе и классу.

Дети, которых не учат шаг за шагом быть ответственными, начинают вести себя безответственно и поверхностно. Как и в обществе, где у каждого человека есть своё место и свой образ жизни, эти дети, поскольку не могут выделиться в чём-то хорошем, пытаются выделиться хотя бы в плохом и становятся двоечниками.

Если отличник ежедневно старается удержаться на своём месте, благодаря постоянным занятиям и любознательности, то двоечник будет закрепляться в занятой им «социальной нише», становясь всё более равнодушным к учёбе, не развивая самоконцентрацию, снижая свою успеваемость. В итоге получается замкнутый круг, из которого ребёнку не под силу выбраться самостоятельно.

Сам он, будучи незрелым и неопытным, не понимает, что им движет, а значит, не может рассказать взрослым об отчаянии и безнадёжности, которые переполняют его душу. Родители и учителя, в свою очередь, обвиняют его в плохих намерениях, в том, что он нарочно так плохо себя ведёт, и в равнодушии. В этом случае ребёнок нуждается в твёрдой руке родителя, учителя или специалиста, которая вытащила бы его из трясины душевного оцепенения и бездействия.

Озорные дети

Ещё одна проблема, с которой постоянно сталкиваются и родители, и учителя и которую можно решить только сообща, ‑ это отношения с озорными, подвижными и непослушными детьми. Шалун и озорник ‑ это непоседа, который не может ни минуты посидеть спокойно, бегает, взбирается на крыши, деревья и заборы, постоянно что-то разбивает, рвёт и ломает, осложняет жизнь другим, часто дерётся и обзывается. Озорник ‑ это кошмар и ужас взрослых, поскольку его поведение приводит их в замешательство. Они не знают, как ему помочь успокоиться и научить его работать в коллективе. А если он к тому же ещё и двоечник, как это нередко случается, тогда взрослые и вовсе впадают в отчаяние!

Непослушный шалун постоянно создаёт проблемы в классе. Всего один недисциплинированный ученик за пять минут способен уничтожить атмосферу сосредоточенности и совместного творчества, которую с таким трудом создаёт учитель. А представляете, что будет, если в классе несколько таких озорников? Урок будет сорван, потому что, как известно, дурной пример заразителен.

Всем нам известно продолжение этой истории. Учитель вызывает родителей в школу и жалуется им на поведение ребёнка. Родители наказывают своё чадо, а иногда даже бьют, в тайной надежде, что это поможет ему исправиться. К сожалению, как раз наоборот, поведение ребёнка ухудшается. Всё это происходит снова и снова, родители и учителя обвиняют друг друга, но решения проблемы так и не находят.

И те и другие стараются помочь ребёнку исправиться, в основном ради того, чтобы приструнить его и не сталкиваться с проявлениями его плохого поведения. Они относятся к нему как к надоедливой проблеме, а не как к человеческому существу, испытывающему в данный момент большие сложности, с которыми он не в состоянии справиться. А ребёнок даже не понимает, почему ведёт себя именно так, а не иначе, и не знает, как ему исправить своё поведение. Поэтому к нему намертво приклеивается ярлык «непослушный ребёнок», «хулиган», «двоечник».

Для того чтобы подкорректировать поведение ребёнка, родителям необходимо мысленно совершить экскурс в недавнее прошлое и вспомнить, когда ребёнок начал становиться непослушным и как именно это проявлялось. Может быть, в тот момент в семье что-то случилось, возникла какая-нибудь проблема (смерть, развод, серьёзное заболевание, переезд, смена или потеря работы, длительное отсутствие одного или обоих родителей). Впрочем, ребёнок мог быть таким непоседой с рождения. В любом случае, важно вспомнить и отметить все детали, а также нашу собственную роль в произошедшем.

Как мы вели себя по отношению к озорнику? Считали его поведение милым и оригинальным и чересчур много ему позволяли или, наоборот, были слишком суровыми и давили на него? После того как будут собраны все данные, можно в сотрудничестве с учителями задаться вопросом: почему этот ребёнок ведёт себя подобным образом? Он разочарован и не уверен в себе и пытается утвердиться в коллективе? Старается привлечь к себе внимание плохим поведением? Может быть, взрослые ведут себя с ним уничижительно и с пренебрежением, и он отвечает им тем же? Он ревнует или завидует братьям и сёстрам или одноклассникам? Возможно, в его семье не существует рамок и ограничений? Какое место он занимает в семье? Может, мы постоянно упрекаем его? Или он очень избалованный? Вероятно, он много часов в день смотрит телевизор или играет в компьютерные игры? Зачастую такое детальное исследование даёт нам ниточку, благодаря которой проблема будет постепенно решена, а мы станем более искренне и результативно общаться с ребёнком.

Как помочь?

Первый шаг в том, чтобы помочь подвижному шаловливому ребёнку подкорректировать его поведение, ‑ всё время занимать его какой-нибудь деятельностью. Идти с ним на пешую прогулку, съездить на море, в лес, на речку, сводить его в детский городок, где есть много лесенок, горок и аттракционов. Играть с ним в настольные игры и сразу менять их, как только он заскучает, поддерживать его желание что-нибудь соорудить и построить ‑ «корабль» из стульев в гостиной, шалаш, дом из деталей «Лего». На даче пусть ребёнок безнаказанно возится в земле и воде, не ругайте его, каким бы испачканным он ни возвращался домой. Читать ему или вместе с ним интересные книги, разговаривать и организовать его жизнь, чтобы вся она была интересной и наполненной радостью и движением.

Такие дети нередко ‑ лидеры, и им очень нравится, когда с ними советуются, выказывают доверие и поручают разные дела. При этом не стóит перечеркивать оказываемое доверие: «аккуратно, не разбей стакан!», «смотри под ноги, чтобы не споткнуться!», «ты такой невнимательный!», «как ты переходишь дорогу, разве так можно?», «опять ты порвал штаны!» Вместо этих и им подобных фраз, которые только раздражают и лишают уверенности в себе наших маленьких непосед, лучше сказать вот как: «я знаю, что ты очень внимательный», «я тебе доверяю», «ты такой проворный и ловкий и так замечательно мне помог!», «посмотри, пожалуйста, мы уже можем переходить дорогу?», «за что же это зацепились твои штаны и порвались?».

В классе непослушный и непоседливый ребёнок пытается привлечь к себе внимание любым способом, в том числе и с помощью плохого поведения. Учитель, который хочет ему помочь исправиться, может давать ему разные почётные поручения, которые обычно он даёт хорошим и послушным ученикам. Пусть он раздаст карточки с заданиями, соберёт тетради, польёт цветы, отнесёт книгу директору, вытрет доску.

Такое доверие окажет на ребёнка положительное влияние, потому что способно постепенно переменить его отрицательные представления о самом себе. Мнение учителя очень важно для всех ребят и часто не только определяет место того или иного ученика в классном коллективе, но может поднять и опустить ребёнка в его собственных глазах! Ученик, который чувствует, что учитель принимает и уважает его, изо всех сил будет стараться, чтобы сохранить такое доверие к себе.

«В прошлом году я была классным руководителем в четвёртом классе, и у меня было много озорников. Мне хотелось помочь им стать более организованными и ответственными, и я предложила сделать всем вместе театральную постановку. Мы выбрали пьесу, прочитали её, и сами ребята распределили роли. Для того чтобы все дети могли принять участие, мы ввели новых персонажей. Главную роль дали самому непоседливому ученику. Шло время, и ребята становились всё более ответственными и дисциплинированными. Играя в театре, все мы получили большое удовольствие от совместной работы, которая принесла нам столько радости и пользы».

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

2 Comment threads

28 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Семья – это та первичная среда,

где человек должен научиться

творить себя».

В.АСухомлинский

90% воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Однако социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась o т активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка. Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности и т.д.

Поэтому очень важна скоординированная целенаправленная совместная работа семьи и школы. В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения и деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в т o м случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи работы с родителями:

осуществление информационно – просветительской работы;

осуществление диагностической работы;

осуществление коррекционной работы.

Поставленные задачи определяют те формы работы, которые необходимо осуществлять с семьей в целях профилактики и коррекции отклонений в поведении детей и подростков.

Администрация школы и все классные руководители имеют анализ состава родителей по их образовательному и профессиональному уровню, сведения о полных и неполных семьях, состоянии здоровья родителей учащихся, жилищно-бытовых условий, возможностях для воспитания детей, их семейные традиции. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педаг o гическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей в интересах развития личности ребёнка..

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Среди них:

Родительское собрание;

Р o дительский лекторий;

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями;

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;

Участие родителей в ученических конференциях и фестивалях, дни открытых уроков, праздники знаний, недели предметов и т.д.;

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, классных уголков, благоустройство школы, сбор макулатуры и т.д.;

Формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и т.д.

Но это не даёт должного результата и перед педагогами встают вопросы:

Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных».

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями и детьми включает три основных направления:

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

Участие в управлении школы.

Учителя и родители как партнеры в воспитании детей дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка выявит сильные стороны каждого и даст им возможность скорректировать свои ошибки. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? На этот ёмкий вопрос убедительно отвечает В.А.Сухомлинский:

"Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой"...- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.…» И дальше: «... воспитывайте так, чтобы у ребенка были радости, которые он приносил бы домой как радости матери и отца.»

Сл o жившийся опыт работы учителя с семьей ученика убеждает в необходимости работать с родителями дифференцированно. Отношение родителей к школе, к учебе своих детей бывает очень разным. Практика работы помогает выделить примерно три группы родителей:

1 - родители - помощники учителя. Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно относятся ко всем поручениям школы.

2 - родители - потенциальные помощники учителя и школы в воспитании детей. Они могут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Родители этой группы оказывают положительное влияние на ребенка своими душевными качествами.

3 - родители не понимают или не хотят понимать требований школы. Они отрицательно относятся к школе, к учителям. Только одни свое отношение проявляют открыто, другие тщательно скрывают.

На родителей 1 группы следует опираться в создании коллектива родителей класса, в формировании общественного мнения, в организации коллективных дел учеников и их родителей.

Родителям 2 группы учитель разъясняет смысл и значение планируемой работы, объясняет, как следует выполнить т o или иное дело.

С родителями 3 группы учителю работать гораздо труднее, целесообразно начать работу с ними с привлечения их к конкретным делам класса. Выполненная работа должна быть обязательно одобрена на родительском собрании.

Какие же формы работы с семьей учащихся может использовать учитель?

Индивидуальные формы работы. Учитель планирует индивидуальную работу с семьей на весь учебный год, определяет очередность посещения семей школьника, дни консультаций родителей в школе.

Первое посещение семьи ученика носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи, рабочее место ученика, а также выяснить, какие книги читает ученик, в какие игры любит играть. Первое знакомство в семье поможет выяснить интересы ребенка, его склонности, чем он увлекается в свободное время. В присутствии родителей учитель выясняет у ребенка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет в качестве постоянных и как относится к ним. Далее можно продолжить разговор уже без ребенка. Во время беседы учителю важно почувствовать общий культурный уровень семьи, стиль отношений в ней. Заключительный этап первого посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании, взаимной осведомленности о делах ученика. Договариваются о путях сотрудничества семьи и школы, какую конкретную помощь могут оказать школе родители, кого из родителей можно рекомендовать в состав р o дительского комитета.

При посещении семей недисциплинированных или плохо успевающих учеников требуется большая чуткость учителя, умение вести педагогическую беседу. Разговор в семье надо обязательно начать с того, положительного, что есть в характере ребенка, а затем уже говорить о недостатках, о том, как устранить их совместными усилиями.

Особого внимания учителя заслуживает семьи, где ученик - единственный ребенок. Таким семьям надо помочь уберечься от воспитания в ребенке эгоизма, себялюбия, черствости, зазнайства. Правильно сложившиеся отношения учителя с семьей будут налогом успехов в обучении и воспитании ученика.

Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания - страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Или при поступлении в школу ученик. Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность.

Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями. Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме. Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.Родители не должны ждать под дверью своей участи. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме. Все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны.В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка. Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу. Посещение ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких, ребят, не оставляя их без поддержки и помощи. В индивидуальной работе с родителями можно руководствоваться следующими принципами:

Высокая идейная направленность всей работы с семьей ученика;

В борьбе за успех обучения и воспитания детей важна система отношении между родителями и детьми, обращенная к сознанию и чувству собственного достоинства ребенка;

Вовремя замеченные и поддержанные учителем положительные стороны в воспитании детей помогут родителям поверить в успех воспитания и постепенно правильную систему его.

Коллективные формы работы учителя с семьей ученика.

Учителю важно сформировать коллектив не только учащихся класса, но и их родителей. Учителю предстоит воспитать в каждом из родителей заботу об успехах в учебе и поведении учащихся всего класса, добиться такого положения, когда жизнь каждой семьи и жизнь класса сливаются в одно целое. Для этого должна быть изменена психология родителей; они должны чувствовать ответственность за учащихся всего класса. Помочь родителям перестроиться на такую коллективную ответственность должен учитель.Хорошей школой коллективного воспитания родителей могут быть классные собрания. Они обычно проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика обнажает существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересные вопросы, задачи. Это помогает родителям увидеть своего ребенка с другой стороны.Все возможные варианты проведения родительских собраний трудно предусмотреть. Характер родительских собраний подсказывает сама жизнь, работа классного коллектива и всей школы. Определяются тематика и методика проведения собрания, исходя из общих целей воспитания и задач, стоящих перед школой. Готовясь к родительскому собранию, учитель тщательно анализирует работу каждого ученика, продумывает пути обогащения родителей педагогическими знаниями, повышения их педагогической культуры. Можно использовать и такую форму работы, как семинары, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания. Немалое место в этой системе занимают конференции родителей. Тематика их может быть различной. Например, "Трудовое воспитание детей в семье", "Трудно ли быть отличником", "Родительский авторитет". При подготовке необходимо изучить конкретный опыт, используя анкетирование среди родителей и детей.

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всесторонее развитие подрастающего поколения.

НОВЫЕ ТРАДИЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ НОВЫЕ ТРАДИЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ МОУ Карьерская основная общеобразовательная школа 2007 г г. Авторы: Белкина К.В. – классный руководитель Иванова А.Н. – учитель начальных классов



ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья Параметры семьи Определение Социально-культурный Образовательный уровень родителей и их участие в жизни обществ Социально-экономический Имущественные характеристики и занятость родителей на работе Технико-гигиенический Условия проживания, особенности образа жизни Демографический Структура семьи




Ожидаемые результаты - Повышенный интерес родителей к проблемам школы; - Повышенный интерес родителей к проблемам школы; - стимулирование положительной мотивации детей к учению; - стимулирование положительной мотивации детей к учению; - активность родителей в школьных делах; - активность родителей в школьных делах; - более конкретное решение воспитательных проблем. - более конкретное решение воспитательных проблем.


Обоснование Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берет своё начало в детстве. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берет своё начало в детстве.


Исходя из интересов учащихся, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации, мы отошли от традиционного проведения родительских собраний и нашли оригинальную форму сотрудничества семьи и школы. Исходя из интересов учащихся, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации, мы отошли от традиционного проведения родительских собраний и нашли оригинальную форму сотрудничества семьи и школы.




День первый (г.) «Посиделки с бабушками»







День второй (г.) День открытых дверей – посещение уроков родителями




День третий (г.) Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья!»






День четвертый (г.) Круглый стол «Школа в жизни моей семьи»







День пятый (г.) Подведение итогов «Родительской недели» - Праздник в дошкольной группе «В гости осень к нам пришла!» - Концертная программа - Доклад «Роль семьи в жизни школы» - Встречи с классными руководителями


В зеркале прессы ЗаметкаЗаметка о проведении «Родительской недели» была опубликована в газете «Ростовский вестник» от г. Заметка


Итог Родительской недели Мнения родителей и учеников доказывают, что такая форма работы выбрана удачно. Это подтверждается активностью родителей. Воспитательные проблемы решаются более конкретно. Интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах. Мнения родителей и учеников доказывают, что такая форма работы выбрана удачно. Это подтверждается активностью родителей. Воспитательные проблемы решаются более конкретно. Интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах.





Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.