Ольгинский монастырь. Монастырь святой ольги

Россия, Тверская обл., Осташковский р‑н, с. Волговерховье.

В 1133 году новгородский посадник Иванко Павлович поставил каменный крест на болотистом берегу озера Стерж, в восьми верстах от истока, где Волга впадает в Верхневолжские озера. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича здесь, на холме, представляющем собой высшую точку Валдайской возвышенности, был устроен Волговерховский мужской монастырь во имя преображения Господня на горе Фавор.

Однако в 1727 году монастырь сгорел и не возобновлялся вплоть до конца XIX в. Над истоком Волги стояла только маленькая деревянная часовенка, а на холме – другая. В 1897 году по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского, губернатора Твери, председателя Осташковского комитета по постройке церкви на истоке великой Волги начался сбор пожертвований на строительство храма. 18 губерний участвовало в этом деле. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Святой Ольги.

Началась постройка каменного храма в селе Волго‑Верховье. Каменная церковь на истоке Волги была очень красива. Главный престол – Спасо‑Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый – Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного. Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного возникло не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Росписи стен Спасо‑Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой – равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 году крестил Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики святых угодников. Несомненно, возведение храма‑святыни на истоке Волги стало важным событием в духовной жизни России. При храме собралась женская иноческая община, которая не имела монастыря, а жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. В 1907 году указом Тверской консистории утвердили женскую общину на истоке Волги.

В молитвах и великих трудах проходила жизнь насельниц обители на истоке Волги. Директор Императорского женского педагогического института О. Платов писал великому князю Константину Константиновичу в письме, датируемом 1912 годом: «Своими глазами я видел нищету мирскую, сам точно знаю добрые труды и привычки сестер монастыря. Их до слез жаль: присланы они на новое и пустое место… бьются они изо всех сил и не могут завершить своего храма, живут без ограды и сыты тем, что сами сработают».

Сестрам Ольгинского монастыря удалось сделать многое. Их обитель стала не только духовным, но и культурным центром на истоке Волги. В монастыре была библиотека, в ее собрание входили, помимо богослужебных книг, историческая, научная литература, учебники. Библиотека постоянно пополнялась. В 1907 году открылась монастырская Волго‑Верховская школа грамоты, в 1911 году ее преобразовали в церковно‑приходскую. Детей учили не только грамоте, но и ведению хозяйства. В 1916 году при школе устроили огород. Много внимания инокини уделяли воспитанию крестьянских детей. Они брали на полное содержание в монастырь девочек из бедных семей и сирот, обучали их грамоте, рукоделию и умению вести нелегкое крестьянское хозяйство. Когда девочки подрастали, они уходили из монастыря, полностью подготовленные к жизни в миру, выходили замуж, и, конечно, полученные в обители знания и навыки помогали им строить семейные отношения и воспитывать детей.

Волго‑Верховский Ольгинский монастырь был небольшой, бедный; основные средства сестер уходили на строительство. Но, несмотря на это, обитель занималась благотворительной деятельностью. В деревянной Никольской церкви на протяжении всех лет существования монастыря собирали пожертвования в пользу вдов и детей‑сирот.

В обители многие сестры занимались рукоделием: шили, вязали кружева, делали домотканое льняное полотно и многое другое. Поэтому для раненых русских солдат в Первую мировую войну инокини шили белье, за что игумения Вера и сестры получили благодарственное письмо от попечительницы Серебряной общины Красного Креста.

За очень короткий срок, кроме каменного Спасо‑Преображенского собора, деревянного Никольского храма, ограды, были построены на северной стороне одноэтажная деревянная трапезная с кухней; на южной в 1907 году – двухэтажные деревянные кельи настоятельницы и сестер; в 1910 году – двухэтажный дом также для сестер и приезжавших паломников, а поблизости – здание школы. На территории монастыря в северо‑восточной части размещались скотный двор, конюшни и сараи для скота и экипажей, хлебный деревянный амбар. В 1911 году в восточной стороне построили деревянную баню.

Сестры Волго‑Верховского Ольгинского монастыря успешно и рентабельно вели хозяйство. По финансовым отчетам за 1917 год в приход обители было получено 7059 руб. 94 коп., а израсходовано 5284 руб. 97 коп., остаток составил 1774 руб. 94 коп. Основные расходы составляла покупка продуктов для монастырской трапезы. Обитель приобретала только самое необходимое.



Из своих доходов монастырь выплачивал жалованье священникам, выделялись деньги на содержание школы, платили местным крестьянам, выполнявшим различную работу для обители. Отдельная статья предусматривалась на благотворительность: помощь православным на Кавказе, сборы на распространение Православия среди язычников, Всероссийскому обществу памяти русской армии, павшей в Первую мировую войну, на содержание вдов и сирот духовного звания, на паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню.

Как и повсюду в России, в уединенной обители на истоке Волги все изменилось после 1917 года. Игуменья и сестры монастыря поняли, что обитель будет разорена. Но они все же надеялись, что наступившее смутное время скоро минует, жизнь вернется в прежнее русло. Поэтому решили организовать на основе иноческой общины монастырскую трудовую коммуну, составили ее устав. К 1924 году сестрами была создана уже новая Верхневолжская сельскохозяйственная артель. Служба в соборе проводилась, но все строительство в нем было прекращено. Не суждено было воплотиться в реальность прекрасным проектам росписи и иконостасов Спасо‑Преображенского собора.

Власть изъяла у монастыря абсолютно все – земли, здания. Сестры очень много работали. Они продолжали заниматься животноводством, самые большие доходы были от продажи скота. На втором месте – доходы от рукоделия, немного получали от продажи семян, сена, льна, холста, льняной пряжи.

К концу 1924 года община монахинь Верхне‑Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время Великой Отечественной войны фашисты взяли село, но не разрушили монастырские храмы.

Опустела обитель в честь русской святой княгини Ольги, село и вся округа. Не стало в Волго‑Верховье стариков и старушек, которые еще помнили монастырь, каждую весну очищали русло истока Волги. И все же в конце 1970‑х годов что‑то незаметно, подспудно стало меняться. В Волго‑Верховье пришли из Осташкова реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы. Это было великое подвижничество: в условиях бездорожья восстанавливали Спасо‑Преображенский собор и Никольскую церковь.

Новая жизнь началась здесь в 1996 году. Снова, как сто лет назад, разнеслось обращение ко всем поволжским губерниям о помощи в возрождении Ольгина монастыря. 28 декабря 1999 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нем монашеской жизни.

Ежегодно праздник освящения вод великой русской реки 29 мая собирает десятки сотен людей. Торжественное архиерейское богослужение в Никольском храме заканчивается крестным ходом к истоку и водосвятным молебном.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича у истока Волги был устроен монастырь, основателем и строителем которого стал иеромонах Макарий. Эти сведения впервые были упомянуты в 1724 году в описи , к которой и был прикреплен новопостроенный монастырь.

Монастырь находился не в самых выгодных условиях. Добраться до него было достаточно сложно. Со всех сторон его окружали болота и густой почти девственный лес. Обитель не приобрела большую известность, а потому и развитие ее происходило очень медленно. На территории монастыря, окруженного оградой, располагалась деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя Святого Иоанна Предтечи и несколько келий (число братии было крайне мало). В таком положении монастырь просуществовал до 1686 года, после чего он полностью запустел и остался без средств существования.

Однако уже в царствование Петра I, примерно в 1697 году, монастырь вновь был возрожден к жизни. Вероятно, тому способствовало его ближайшее соседство с рекой, на которую император, занимавшийся улучшением водных путей в России, обратил особое внимание. Впрочем даже помощь Петра I не смогла кардинально изменить ситуацию в обители. В 1724 году в Волговерховском монастыре произошел крупный пожар и вся братия во главе с настоятелем были переведены в Нилову пустынь. В 1740 году земли Преображенской обители перешли во владение Троицкого Селижарова монастыря. На исток Волги поселили приписных в его вотчину церковников, которые и положили начало селу Волгино Верховье.

В начале XX века по инициативе людей, радеющих о своих духовных и культурных истоках, в селе началось строительство каменного Спасо-Преображенского храма. Большой вклад внес Николай II, активную помощь оказывало Всероссийское общество Святой Ольги. Изначально составленный в 1904 году проект храма очень напоминал московский Покровский собор возле Кремля, более известный как храм Василия Блаженного. Автором проекта Преображенского храма стал тверской архитектор Виктор Назарин. Его стремление повторить облик московского собора, вероятно обуславливалось желанием подчеркнуть духовную взаимосвязь одного из главных храмов столицы с храмом у истока великой русской реки Волги. Почему именно собор Василия Блаженного? Архитекторы символически композиционное построение этого собора связывают с влиянием на него главной христианской святыни – храма Гроба Господня и града Иерусалима. Таким образом выбор зодчих в выборе проекта церкви Преображения Господня становится более понятным.

Пятиглавый храм освятили 23 апреля 1920 года. Был составлен план его внутреннего оформления, но в связи с революционными событиями он так и не был осуществлен. Предполагалось, что росписи на стенах собора будут посвящены прославленной русской святой — равноапостольной княгине Ольге. Таким образом создается впечатление, что храм Преображения Господне должен был стать местом памяти о тех, кто стоял у истоков Российского государства, связав тем самым исток Волги и начало новой христианской истории Отечества.

В 1906 году в селе Волго-Верховье при строительстве храма стала собираться женская община. Через год указом тверской Консистории она была официально утверждена. Так началась новая история монастыря. Не дожидаясь окончательного строительства главного храма, по инициативе первой настоятельницы новообразованной обители, игуменьи Веры, была построена небольшая деревянная одноглавая церковь во имя Святителя Николая. Это строение сохранилось и до наших дней.

В 1912 году монастырь был переименован и стал называться Волговерховский Ольгинский монастырь. Здесь была открыта библиотека, а также церковно-приходская школа, где священнослужители и сестры монастыря обучали детей из бедных семей не только грамоте, но и хозяйственным навыкам. В самом монастыре существовал приют для осиротевших крестьянских девочек, где их воспитывали, давали образование и все необходимые знания для построения семейных отношений, после чего повзрослевшие девочки уходили в мирскую жизнь.

Несмотря на то, что монастырь никогда не был богатым, сестры прилагали невероятные усилия для того, чтобы поддерживать его в должном образе. Помимо двух храмов здесь были построены ограда, одноэтажная деревянная трапезная с кухней, двухэтажные кельи для настоятельницы и сестер, дом для паломников, на территории располагались скотный двор, конюшня, сараи для скота и экипажей, хлебный деревянный амбар, баня.

Сестры занимались рукоделием, сельским хозяйством, разведением и продажей скота, которые приносили им немалую прибыль.

После закрытия монастыря в 1918 году для того, чтобы спасти свою обитель настоятельница и сестры монастыря на основе иноческой общины основали монастырскую трудовую коммуну, позднее ставшую сельскохозяйственной артелью. Хотя службы в храме велись, все строительные работы пришлось прекратить. Позднее новая власть изъяла у монастыря все принадлежавшие им строения и земли, которые теперь сдавались сестрам в аренду. Однако оплата была настолько высока, что несмотря на усиленный труд сестер, полученные доходы лишь едва покрывали всю сумму налогов. В 1924 году монастырь прекратил свое существование.

Долгое время все здания на территории обители находились в запустении. В советское время неоднократно строили планы, как лучше использовать храмы монастыря, но к счастью им не суждено было сбыться. В конце 1970-х годов Центральным советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было принято решение о восстановлении двух оставшихся храмом на бывшей территории монастыря. И несмотря на то, что некоторые считали будто церкви начала XX века не являются памятниками архитектуры, благодаря пожертвованиям, монастырские храмы были восстановлены.

28-29 декабря 1999 года решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была открыта Ольгинская женская обитель.

Сегодня как и прежде монастырь живет своей жизнью. Хотя сестер немного и крупная материальная помощь редко поступает со стороны, обитель с радостью принимает всех, кто приезжает в Волго-Верховье в будние дни и, конечно, в дни престольных праздников, освящения истока Волги и на Крестный ход.

Данный материал взят из книги «Путеводитель из Москвы до Верхневолжья», автор Сычева И.Г.

Ольгин женский монастырь находится у с. Волговерховье Осташковского р-на Тверской обл., возле истока Волги. Первоначально в этом месте, у истока Волги, в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича Романова был устроен Волговерховский Преображенский мужской монастырь, приписанный к Нило-Столобенской пустыни.

Всем миром

Средства на строительство Ольгина монастыря в конце XIX-начале XX в. собирали по всей России, значительный вклад сделала царская семья, в том числе великая княжна Ольга Николаевна.

Именем небесной покровительницы

Считается, что именование монастыря произошло во имя св. равноап. вел. кн. Ольги как небесной покровительницы великой княжны Ольги Николаевны Романовой.

Историческая справка

В начале царствования Петра I, в 1697 г., государь обратил на него внимание и способствовал его расширению. К несчастью, в 1723 г. его деревянные строения сгорели. Последовал указ Тайного верховного совета о восстановлении монастыря, но через год Пётр I скончался, и указ не был выполнен, а монастырь упразднили. В 1740 г. монастырская земля перешла к Троицкому Селижарову монастырю, и на ней были поселены приписные церковники. Из этого поселка образовалась деревня Волгино Верховье - предшественница нынешнего села Волговерховье.

В 1897 г. по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина), который был и выдающимся церковным историком, а также тверского губернатора князя Николая Дмитриевича Голицына начался всероссийский сбор пожертвований на строительство соборного храма нового монастыря в Волговерховье. В 1906 г. при строящемся Спасо-Преображенском соборе образовалась женская община, ставшая основой учреждённого в 1909 г. Преображенского монастыря. Освящение нового кирпичного Спасо-Преображенского храма состоялось 29 мая 1912 г., и этот день считается основанием Волговерховского женского монастыря святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Монастырь был закрыт местными советскими властями в 1924 г. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска взяли Волговерховье, но монастырские храмы сохранились, в соборном храме располагалась конюшня.

28 декабря 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный синод определили по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора открыть у истока Волги женский монастырь.

В комплекс монастыря входят, кроме Спасо-Преображенского собора, деревянная Никольская церковь (1908), перед которой установлен памятник Николаю Чудотворцу, домовая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и Крестовоздвиженская часовня на водоразделе Волги и Озерёнки, т.е. Каспийского и Балтийского морей. Над истоком Волги восстановлена часовня. Другая часовня в с. Волговерховье освящена во имя прпмц. кн. Елисаветы. Хозяйственные и жилые постройки прежнего монастыря не сохранились. Проводятся работы по завершению строительства комплекса монастырских построек для проживания и жизнедеятельности насельниц монастыря и паломников.

В настоящее время в монастыре одна мантийная монахиня, две инокини и четыре послушницы. С 2009 г. регулярно три-четыре раза в неделю штатным священником в церквях монастыря проводятся службы.

Как добраться

От Осташкова 53 км по асфальту до д. Свапуще, там по указателю налево - на с. Волговерховье. Через 10 км движения по улучшенной грунтовой дороге, когда слева покажется оз. Стерж, дорога свернет направо, в лес. Через 8 км, миновав д. Вороново, вы окажетесь в с. Волговерховье, за дальней окраиной которой слева находится монастырь.

Настоятельница – Игумения София (Прощаева Светлана Александровна)

Сведения на 2008 год:

Сведения о посещаемости приходов в праздничные дни и примерная оценка общего количества прихожан:

Службы в монастыре с 2009 года проводятся регулярно штатным священником три-четыре раза в неделю. Количество присутствующих на службах прихожан различно, до тысячи на освящении истока реки Волги и Волжского Крестного хода, до двух сотен на престольном празднике.

Сведения о строительстве, реставрации

Проведена реставрация Никольского храма. Силами монастыря возведены некоторые хозяйственные постройки, необходимые для жизнедеятельности: гостевой дом и дом священника, гаражи, навесы для техники, дров, птичник, монастырская баня, ограждение монастыря, проведены работы по водоснабжению и канализации монастыря, выполнены работы по элетроснабжению деревни Волговерховье с заменой трансформатора. В 2008 году на территории деревни Волговерховье силами благодетелей были построены два временных быстровозводимых дома-павильона для нужд монастыря (временное проживание рабочих, занятых на реставрации монастыря или паломников в летнее время). Сейчас проводятся работы по отведению монастырской земельной территории вокруг церквей, проводятся работы по завершению строительных работ паломнического и игуменского корпусов.

Работа со средствами массовой информации:

2. Адрес монастыря 172754, Россия, Тверская область, Осташковский район, деревня Волговерховье, д. 2А

3. Телефон монастыря +7 980 632 61 31

4. Проезд возможен только на личном автотранспорте. Ближайший город - Осташков в 72 км. Автобус ходит до дер. Мосеевцы в 8 км или до пос.Свапуща, расположенного в 20 км от монастыря

5. Священноначалие: настоятельница монастыря - игумения София (Прощаева)

8. e-mail монастыря: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.