Исаак и Ревекка – библейская история. Исаак и его сыновья Библейский патриарх что родил исаака

Как написано в Ветхом Завете (Тори). Его история описывается в книге Бытия .


1. Имя

Исаак получил свое имя из-за того, что его мать, Сара , услышав, что она родит, засмеялась (Бытие , ). Некоторые комментаторы считают, что в книге Амоса есть указание на то, что Израиль может в действительности быть вторым именем Исаака (Амос , 16) несмотря на Библейскую рассказ, которая утверждает, что Израиль - это второе, данное во взрослом возрасте, имя сына Исаака, Иакова. (Бытие , особенно 28).


2. Исаак в Ветхом Завете

Исаак был рожден Аврааму его женой Сарой, и был их единственным общим сыном. Когда Исаак родился, Аврааму было 100 лет (Бытие ). Он жил дольше из трех патриархов - 180 лет (Бытие ). Исаак был обрезанный своим отцом через восемь дней после рождения (Бытие 21:1). Авраам устроил большое празднество, в день, когда Исаак был отлучен от материнского молока (Бытие 21:8).

Сара выбрала имя Исаак, потому что когда ангел пообещал, что она станет матерью в возрасте старше, чем возможно иметь детей, она про себя посмеялась над пророчеством. Когда ребенок родился, она сказала: "Смех сделал мне Бог, кто услышит рассмеется" (Бытие ; за переводом Короля Джеймса (англ.): "Смех сделал мне Бог, кто услышит смеяться со мной "(" ")). Вскормила ребенка сама и не позволила Измаила иметь наследство вместе с ним, и уговорила Авраама изгнать его вместе с его матерью Агар из лагеря Авраама.

Когда Исааку было около двадцати пяти лет, Господь испытывал Авраама и сказал ему принести сына в жертву (Бытие ). Авраам поклялся сделать так, взял Исаака и двух слуг и пошел к месту, которое Господь должен был ему показать. На третий день, увидев место (возможно, это была гора Мория), он взял дрова для всесожжения, положил их на сына своего Исаака, и сам взял огонь и нож. Слугам же своим сказал: "я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам". Когда они шли вдвоем в горы, Исаак сказал: "вот огонь и и дрова, но агнец для всесожжения?". Авраам сказал: "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой!"
Придя на назначенное место, Авраам приготовил жертвенник, разложил дрова, связал Исаака и положил его поверх дров. Взяв в руку нож, он протянул руку, чтобы заколоть сына. Но ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал ему: "Не делай ничего парню, ибо теперь я узнал, что боишься ты Бога". Авраам поднял глаза, и увидел барана, запутавшегося рогами в тернии. Он взял его и принес в жертву вместо своего сына. И Авраам назвал то место "Господь увидит" (Адонай ИРЭ).

Когда Исааку было сорок лет, а Аврааму сто сорок, Авраам послал Элиазара, старшего из своих рабов, Месопотамии, родины Авраама, чтобы тот нашел жену для Исаака (Бытие ). Когда пришел Элиазара, он сказал Господу: "Вот я стою у водного источника. Сделай так, что к которой девушки я озвуся:" дай мне напиться воды из твоего кувшина ", и она ответит" пей, и верблюдам твоим дам напою " , которую ты назначил в жены для Исаака ". Случилось так, что вышла Ревекка, которая родилась Вафуила, сына Милки, жены Нахора, двоюродная внучка Авраама. Она сделала так, как просил Господа Элиазара. С согласия ее отца Вафуила, она ушла из Элиазара, чтобы стать женой Исааку.

Ревекка была бесплодной, но Исаак молился Господу, Который внял его мольбам и дал Ребекке беременность (Бытие ). А когда дети у нее в утробе начали драться, Господь объяснил ей: "Два племени во чреве твоем, и два народа с утробы твоей, и народ сделается сильнее народа, и больший будет служить" (Бытие 25:23). Она родила близнецов: старшего Исава, красноватого и волосяного, и младшего Иакова, держал своего брата за пятку при рождении. Исааку тогда было шестьдесят лет. А когда Исав и Иаков выросли, то Исаак полюбил искусного охотника Исава, потому что его добыча была по вкусу, а Ревекка любила Иакова.

Когда наступил голод в земле, где он жил, Исаак был вынужден идти до Герара (Герара), где жил Авимелех , царь филистимський, и так же как сделал раньше его отец, он назвал там Ревекку своей сестрой, потому что боялся, что его убьют через ее красоту. Впоследствии Авимелех, поняв, что она была его женой, упрекнул Исааку за ложь, и приказал всему народу не делать Исааку под страхом смерти.

Исаак стал очень богатым и его стада умножились, и филистимляне из Герара начали так завидовать ему, что засыпали все колодцы, которые выкопали его слуги. По просьбе Авимелеха пошел он и разбил свой лагерь в долине Герара, где выкопал новые колодцы, но и там ему дважды приходилось уступать его колодца герарським пастухам. Наконец, он пошел к Вирсавии (Беэр-Шебы), где слуги вырыли колодец Шева, из-за чего город с тех пор так и называется. Там Господь явился ему и видновов обещание благословения и там посетил Авимелех и заключил с ним мир.

Исаак, когда состарился (ему было тогда 137 лет) и имел уже очень плохое зрение, призвал Исава, своего старшего и любимого сына, и послал его в поле за добычей, чтобы насытиться вкусной едой, и благословить Исава. Но пока Исав охотился, Ревекка дала Иакову приготовленной козлятины, одела его в одежды Исава и положила ему на руки и на шею мохнатую шкуру козлят. Яков пошел к Исааку, и тот, услышав запах Исава и ощупав его руку, поел и благословил его, не узнав основание. Поэтому Исаак смог дать Исаву только меньше благословение: "Вот будет обитание твое тука земли, и от росы небесной свыше. И со будешь жить мечом твоим и будешь служить брату своему. И однако когда постараешься, то сломаешь иго его с выи твоей "(Бытие

И жены его Сарры. Всем известна история о жертвоприношении Исаака , когда Авраам, слушаясь Бога, был готов пожертвовать ему своего сына. Бог, увидев готовность Авраама принести своего ребенка в жертву, послал ангела, который остановил занесенную над юношей руку Авраама с ножом.

Когда Авраам состарился, он решил женить Исаака на девушке не из земель Ханаанских, где Авраам долгое время проживал с семьей, а из родных земель — Месопотамии. Авраам отправил верного ему раба – управителя в его доме – отыскать подходящую невесту Исааку.

Раб взял 10 верблюдов, нагрузил их добром и отправился в Харран, где жил Нахор, брат Авраама. Прибыв в Харран, раб остановил верблюдов у колодца, где женщины черпали воду. Раб стал просить Господа послать ему знак.

… и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом]. ()

Из города вышла Ревекка, несущая на плече кувшин, она не только напоила раба, но и помогла ему черпать воду для верблюдов. Раб расспросил о родословной Ревекки и узнал, что она внучка брата Авраама. Раб решил остановиться на ночь в доме отца Ревекки. Брат Ревекки Лаван помог рабу расседлать и накормить верблюдов. Раба приняли радушно и накормили его.

Раб поведал о том, какие события произошли в жизни Авраама после того, как он покинул родные земли, рассказал о сыне его Исааке и о желании Авраама женить сына на девушке из рода Нахора, брата своего. Раб просил отдать Ревекку за Исаака.

Родители Ревекки решили, что Господь устроил это дело, и они не в праве противится Его воле. Родители Ревекки, благословив дочь, отпустили её вместе со служанками. Исаак встретил их по дороге. Исаак был рад приезду невесты и очень полюбил ее. Ревекка стала женой Исаака, когда тому было 40 лет.

Исаак и Ревекка жили при Беэр‑лахай‑рои.

Дети Исаака и Ревекки

Ревекка была бесплодна, тогда Исаак обратился к господу с просьбой послать ему детей. Господь услышал просьбу Исаака и Ревекка забеременела близнецами. Беременность проходила сложно, тогда Ревекка вопрошала Господа, за что ей посланы такие муки.

Господь ответил:

…два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. ()

Первым из близнецов родился Исав, был он, согласно Библии, красный и косматый. Вторым родился Иаков, во время родов он держался за пятку Исава. Несмотря на то, что братья были близнецами, повзрослев, они стали совершенно разными людьми: Исав был неутомим, он был «человеком полей», искусным охотником, тогда как Иаков был кротким и предпочитал оставаться дома.

Исаак больше любил старшего Исава, а Ревекка — младшего Иакова. Однажды, придя с охоты голодным, Исав продал свое первородство Иакову за хлеб и кушанья, которые тот приготовил.

В землях, где жили Исаак и Ревекка наступил голод. Исаак собрался было в Египет, но ему явился Господь и сказал:

…не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе…

Господь велел Исааку странствовать по родной земле и обещал исполнить клятву, данную еще Аврааму, умножить потомство и дать ему все силы, сделать потомство Авраама семенем всех народов.

Исаак поселился в Гераре на юге Ханаана близ египетской границы. Исаак боялся, что его могут убить из-за красоты его жены Ревекки и выдал ее за свою сестру. Здесь мы находим параллель с историей Авраама и Сарры . Однако, в отличие от той истории, где фараон взял Сарру себе в жены, Авимелех, царь Филистимский, догадался о том, что Ревекка – жена Исаака. Авимелех призвал Исаака и спросил, зачем тот назвал Ревекку своей сестрой, и тем самым мог допустить грех. Исаак признался в страхе за свою жизнь. Авимелех велел народу своему не прикасаться ни к Исааку, ни к Ревекке под страхом смерти.

Господь послал Исааку хороший урожай. Скот Исаака стал плодиться. Филистимляне стали ему завидовать и засыпали колодцы, которые выкопали еще рабы Авраама. Царь Авимелех, увидев возвышение Исаака, приказал ему удалиться, боясь силы его. Исаак переселился в Герарскую долину и восстановил колодцы, выкопанные еще во дни Авраама. Восстанавливая колодцы, рабы Исаака нашли источник живой воды. Местные жители спорили с людьми Исаака за воду. Исаак странствовал по долине, находя все новые источники и везде его ждали споры с местными жителями.

Из Герарской долины Исаак отправился в Вирсавию. Здесь ему явился Господь с благословлением и Исаак воздвиг жертвенник.

Вскоре явился к Исааку царь Авимелех со своими военачальниками и заключили Исаак и Авимелех союз, и порешили не делать друг другу зла.

Вскоре первенец Исаака и Ревекки Исав взял себе двух жен Иегудифу и Васемафу.

Исаак уже был стар и практически ослеп. Он призвал Исава и велел тому наловить дичи и приготовить ему кушанье, чтобы мог он насладиться перед смертью.

Ревекка, подслушав разговор Исаака и Исава, пересказала его своему любимцу Иакову, младшему сыну. Она велела Иакову взять двух молодых козлят и принести ей, чтобы она приготовила любимое кушанье Исаака, и тот по слепоте своей благословил Иакова, а не Исава. Тогда Иаков спросил мать, как ему сойти за Исава, если тот косматый, а он гладкий. Ревекка сказала, что в таком случае возьмет проклятие Исаака на себя.

Приготовив кушанье, Ревекка нарядила Иакова в богатую одежду Исава, наложила поверх гладкой кожи Иакова кожу козла и отправила младшего сына к отцу. Исаак благословил Иакова, ошибочно приняв его за Исава, и дал ему право быть господином над братьями.

Вскоре к отцу пришел с кушаньями и Исав. Исав молил отца также дать ему благословление. Иаков сказал, что Исав теперь должен служить Иакову мечом. Однако Исаак предрек старшему сыну, что однажды наступит время, когда старший сын свергнет младшего.

Исав возненавидел Иакова за хитростью полученное благословение, и обещал убить его. Это услышала Ревекка наказала Иакову бежать в Месопотамию к дяде и схорониться там, пока не утихнет ярость Исава. Исааку же хитрая Ревекка сказала, что отправила Иакова искать себе жену на родину Авраама, где некогда раб Авраама нашел Ревекку для Исаака.

Много всего произойдет, но в конце концов братья Исав и Иаков встретятся и примирятся со слезами на глазах.

Далее о судьбе Исаака и Ревекки в Библии практически нет упоминаний. Сообщается лишь, что Исаак умер в возрасте 180 лет «старым и насыщенным днями». Исаак и Ревекка похоронены рядом в склепе Пещеры Махпела.

И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность — эта цитата из книги Бытия (15, 6) трижды встречается в Новом Завете (Рим. 4, 3, Гал. 3, 6 и Иак. 2, 23). Об истории Авраама, Исаака, Иакова и его сыновей, о том, чему учит эта ветхозаветная хроника нас, христиан, мы беседуем с библеистом, кандидатом богословия, автором учебного пособия для семинарий «Священное Писание Ветхого Завета» Алексеем Кашкиным.

— Алексей Сергеевич, история Аврама (Авраама) и его потомства изложена в первой, древнейшей из книг Ветхого Завета — Книге Бытия. Отец Аврама Фарра — прямой потомок Ноя. Но о Фарре мы почти ничего не знаем, а события, в центре которых оказывается Аврам (впоследствии Авраам), начинаются со слов «И сказал Господь Авраму…». То есть — с акта безусловного послушания Богу. Что она есть — та самая вера Авраама, вмененная ему в праведность?

— Если мы всмотримся в судьбу Авраама, которому Бог неоднократно обещает несметное потомство и который при этом доживает до ста лет, не имея детей, а затем призван принести единственного, чудом родившегося сына в жертву, мы увидим, что слово «вера» в данном случае можно заменить словом «доверие». Вера Авраама — это полное доверие к Богу. Доверие в любых обстоятельствах. В начале 12-й главы Бог обращается к Авраму и призывает его: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (1). Что это было для тогдашнего человека — покинуть свой род, свое племя? Да еще в 75 лет… Но Аврам выходит из Харрана. Он доверяет Богу, несмотря на то что ждать обещанного потомства приходится двадцать пять лет — с семидесяти пяти лет до ста. Двадцать пять лет — без ропота, без сомнений в том, что обещание Божие исполнится. Хотя он мог чисто по-человечески видеть исполнение обещанного не в том, в чем оно должно было состояться, например в рождении Измаила от рабыни Агари. То, что его упование осуществится именно в Исааке, сыне Сарры, а не в Измаиле — это ему стало понятно, только когда родился Исаак. Обратим внимание: Авраму было уже восемьдесят шесть лет, когда рабыня Агарь родила ему Измаила (см.: Быт. 16 , 16), и после этого целых тринадцать лет не было ничего — никаких известий от Бога, никаких знамений. Аврам терпеливо и доверчиво ждал. И лишь когда ему исполнилось девяносто девять, Бог явился ему и говорит: и поставлю завет Мой между Мною и тобою. И весьма, весьма размножу тебя (…) буду Богом Твоим и потомков Твоих после тебя (Быт. 17 , 1-7).

Бог дает Авраму новое имя — Авраам, отец множества народов, и знамение завета между Ним и Авраамом — обрезание. Апостол Павел в Послании к Римлянам подчеркивает, что этот знак — печать праведности через веру (4 , 11), которую Авраам уже имел и проявил ранее, до заключения завета. Потому он и стал отцом всех верующих (…) не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама (4 , 11-12). В той же главе говорится, что Авраам сверх надежды поверил с надеждою (18) и не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (20-21).

— Но для чего же — насколько мы можем об этом судить — Господь так долго и так жестко испытывал Аврама (Авраама)?

— Награда, которую дает человеку Бог, предполагает всё же какой-то труд, подвиг с его стороны. Она не дается просто так. Отцы Церкви ставили аналогичный вопрос: почему Господь не мог устроить так, чтобы Адам в принципе не мог согрешить? И сами же отвечали: если бы человек не мог грешить, он не заслуживал бы и награды за преодоление греха, то есть всех тех благ, которые приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2 , 9). Господь устраивает судьбу Авраама таким образом, чтобы он проявил свои личные качества, сделав собственный выбор. Кроме того, события, происходящие с Авраамом, имеют значение не только для него, но и для всех будущих поколений — как урок, как образец. Конечно, вряд ли это утешило бы Авраама, когда он колол дрова для принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22 , 3). Но Господь заранее знал, чем всё это закончится.

На самом деле Господь не проверял Авраама — Он всеведущ, Ему не нужно человека проверять. Это Авраам должен был проверить себя. Можно предположить, что он и сам не подозревал о своих скрытых резервах, о своей способности перенести такое вот страшное испытание. Господь предвидит, что Авраам поступит именно таким образом — свято исполнит Его волю, но из этого не следует, что сам поступок Авраама не нужен. Он нужен самому Аврааму прежде всего. То, что пришлось ему пережить в земле Мориа (см.: Быт. 22 , 2), подготовило его к подлинному познанию Бога.

— Почему жертвоприношение Авраама считается прообразованием Крестной Жертвы?

— Здесь очень много параллелей, и они, конечно же, неслучайны. Авраам приносит в жертву любимого и, заметим, единственного сына. Христос тоже единственный, Единородный сын Бога Отца. Особое внимание христианские толкователи Ветхого Завета обращали на поведение Исаака, на его добровольное участие в жертве отца, на отсутствие всякого сопротивления или протеста. В сыне Авраама мы видим то же доверие к Богу, что и в его отце. Исаак несет на себе дрова (см.: Быт. 22 , 6) — так и Спаситель наш нес на Себе Свой крест. Исаак, хотя он, вероятно, сильнее своего дряхлого отца, позволяет ему себя связать и уложить на костер (см.: Быт. 22 , 9). Так и Христос мог призвать Себе на помощь легионы Ангелов, но Он добровольно принес Себя в жертву. Исаак, приговоренный, обреченный, лежащий уже на жертвеннике, остался в живых и вернулся домой вместе со своим отцом на третий день (см.: Быт. 22 , 19) — в этом также видят прообразование трехдневного пребывания Христа во гробе, хотя это — параллель уже несколько натянутая, ведь Исаак не умирал.

— Вернемся в те годы, когда Исаака не было еще на земле: кто явился Аврааму, когда он сидел у входа в свой кочевой шатер возле дубравы Мамре? Кто предсказал испуганной Сарре рождение сына? Авраам видит трех мужей, но обращается явно к одному из них: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 3). А в дальнейшем говорит и о двух других: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (Быт. 18, 5). Развитие диалога и дальнейшие события заставляют предположить, что это был Сам Господь и с Ним два Ангела…

— Или Сама Пресвятая Троица. Заметьте, Господь говорит: Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них (Быт. 18 , 21), после чего Двое из Троих уходят в Содом, к Лоту. А Один — Господь — остается, чтобы беседовать с Авраамом, и происходит знаменитый диалог о справедливости, о судьбе праведников в грешном городе (см.: Быт. 18 , 23-33). Конечно, это очень трудное место, и здесь невозможно дать исчерпывающий ответ. Увидеть в трех гостях Авраама Троицу — это можно воспринимать как образ, подобранный для выражения догматической идеи Троичности. До преподобного Андрея Рублева никто не рассматривал это событие как явление Троицы. То есть это трактовка русского позднего Средневековья. В святоотеческой литературе есть две версии: три Ангела и Господь с двумя Ангелами. Последняя более вероятна. Большинство толкователей склоняется к тому, что Аврааму являлся Христос — второе Лицо Троицы, не воплотившееся еще Слово, Ангел Великого совета.

— Почему так важно, что род Авраама продолжился именно законнорожденным сыном — Исааком, а не Измаилом, хотя Отец Небесный явно проявляет попечение о бедной Агари и ее сыне?

— Полноправным наследником отца считался именно сын от жены, а не от рабыни, несмотря на то что дети от рабынь при отсутствии детей у госпожи с точки зрения тогдашнего права также считались законными наследниками. Но здесь важно другое. Воля Божия заключается в том, что потомство Авраама должно быть именно от Сары, с определенного момента — Сарры; Бог благословляет именно ее (см.: Быт. 17 , 15-16). Именно на Сарре должно исполниться упование. Но это открылось позже, уже после рождения Измаила, а пока — время идет, а детей у стареющей четы всё нет, и Сарра, как бы мы сейчас сказали, проявляет инициативу. Она надеется решить проблему самостоятельно, за счет своих человеческих усилий — посылает к мужу рабыню (см.: Быт. 16 ). Ничего необычного в этом поступке Сарры нет: бесплодные женщины на Востоке поступали так достаточно часто, для того чтобы потом взять ребенка, рожденного рабыней, себе и воспитывать как своего. Иногда даже брачный контракт обязывал жену предоставить мужу рабыню в случае, если жена окажется бесплодной. Измаил рос в доме Авраама, но в результате его рождения между двумя женщинами — госпожой и рабыней — возник конфликт, и Авраам принял сторону жены. Рождение Измаила — проявление человеческой воли, которая как бы вторгается в эту историю. Но Господь любит всех, поэтому Он спасает Агарь и ее сына в пустыне (см.: Быт. 21 , 11-21).

— Почему умирающий Авраам уже после смерти Сарры (горе Авраама и Исаака, сострадание их соседей — одна из самых трогательных страниц книги Бытия, см. 23) посылает своего раба за невестой для сына Исаака в ту далекую страну, из которой он когда-то пришел в Ханаан (см.: Быт. 24)?

— Авраам не хочет, чтобы его сын женился на хананеянке: это люди с совсем другими религиозными представлениями и другими ценностями. Такой брак мог бы привести к заражению семьи местными суевериями; он не был бы счастливым для Исаака и не дал бы достойного продолжения роду. Ревекка происходит из той же семьи, что Исаак (см.: Быт. 22 , 23), она доводится ему двоюродной племянницей. Она — носительница тех же религиозных, культурных и нравственных представлений, что и ее будущий муж. Живая сцена встречи слуги Авраама с доброй, сердечной и трудолюбивой девушкой, которая в ответ на его просьбу дай мне испить немного воды из кувшина твоего (Быт. 24 , 17) тут же вызывается напоить еще и его верблюдов, говорит о том, какие качества воспитывались в этой среде, какое поведение поощрялось.

— Ревекку никто не принуждает покинуть родной дом и идти со слугой Авраама в далекую Ханаанскую землю. Родители спрашивают ее согласия. И она сразу отвечает: пойду (Быт. 24, 58). И в этом «пойду» слышится уже грядущее се, раба Господня: да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

— По крайней мере, решимость Ревекки сравнивают с решимостью Аврама, покинувшего Харран (см.: Быт. 12 ). Он так же оставил своего отца и свой род, чтобы последовать велению Божию. Так и Ревекка с готовностью отзывается на призыв оставить свою семью и идти в землю Ханаанскую, то есть для нее — неизвестно куда. Таким образом, она становится участницей обетований, данных Аврааму и его потомству. Надо учитывать, что тогда ведь не было никаких средств связи, и юная Ревекка расставалась со своими родителями, братьями и сестрами навсегда. Почему она приняла такое решение? Напрямую об этом в Библии не говорится, но мы можем предположить, что благодать Божия тронула сердце девушки, что она услышала голос Бога и откликнулась Ему. После того как Исаак женился на Ревекке, Господь является ему и подтверждает обетования, данные его отцу Аврааму: …умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии (Быт. 26 , 4).

— Мы переходим к поколению внуков Авраама — Ревекка рождает Исааку сыновей-близнецов. Исав, вышедший на свет первым, продает свое первородство брату Иакову за чашку красного, красного этого (Быт. 25, 30) — варева из чечевицы. Исав просто смертельно устал и проголодался на охоте, и он не видит особого смысла в своем первородстве. Смысл уясняется позже, и даже не Исавом, но Церковью: «Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси…» — это из Великого Покаянного канона Андрея Критского. Каков духовный смысл продажи первородства?

— Такого рода контракты — когда старший брат продавал право первородства младшему — были в то время распространены. Это чисто материальная сделка, не имеющая никакого духовного подтекста: старший (или как бы ставший старшим) брат получал преимущества при разделе отцовского наследства. Удивление здесь вызывает ничтожная цена — миска похлебки. Это говорит о легкомыслии Исава: он во власти сиюминутных желаний и не думает о ценностях долговременных. Но в данном случае — в потомстве Авраамовом — первородство несет еще и духовную нагрузку: это ведь наследование Божиих обетований. Исав этого не понимает. В Покаянном каноне нерассудительность Исава — символ нерассудительности человека, предпочитающего свои временные желания спасению души, жизни вечной.


— Весьма неожиданно для нас Ревекка проявляет хитрость и коварство — она обманом заставляет своего ослепшего мужа благословить Иакова (любимца матери), а не Исава, которого больше любит отец (см.: Быт. 27). А почему так важно, чтоб отцу наследовал именно Иаков, который позже получит от Бога имя Израиль, увидит Небесную Лествицу и будет бороться с Богом?

— Господь смотрит на сердце человека, и Он не всегда избирает первенца — Давид тоже был младшим в своей семье, но Бог выбрал именно его (см.: 1 Цар. 16 , 1). А в данном случае Господь вот так, через обман, выбирает кроткого (Быт. 25 , 27) Иакова, а не зверолова Исава. Обман, ложь — это то, что попущено Богом. Но это не может быть оправдано, и впоследствии Иаков расплатится за это сполна — его самого жестоко обманут, и кто же — его родной дядя Лаван (см.: Быт. 29 , 20-27). Иаков с первого взгляда полюбил дочь Лавана Рахиль; семь лет работы за нее показались ему за несколько дней, потому что он любил ее (Быт. 29 , 20). Но, когда приходит час брачного пира, Лаван обманом выдает за Иакова свою старшую дочь Лию вместо Рахили.

События идут по Божиему Промыслу; в этот Промысл вторгается человеческий грех, но Господь и последствия греха обращает на пользу. И всё же за каждым нарушением нравственного закона следует воздаяние. За благословение, приобретенное обманом, Иаков расплатился двадцатилетней службой у корыстного и нечестного Лавана: Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою (Быт. 31 , 41). Много лет ждал Иаков рождения сына от любимой Рахили — Иосифа (см.: Быт. 30 , 22). Все библейские патриархи переживали такие периоды — испытания веры: Ревекка ведь тоже поначалу не могла родить, Исаак молился о ней, чтобы она зачала близнецов (см.: Быт. 25 , 21). Но у Иакова на совести был еще и проступок, который он должен был искупить, заслужив прощение и уже потом — награду.

Иаков знает, что он недостоин всего того, что получил от Господа (см. его молитву — Быт. 32 , 10). И это смиряет Иакова, помогает ему примириться и с дядей-тестем Лаваном, когда Иаков, наконец, от него ушел (см.: Быт. 31 ), и с обманутым братом Исавом, которому Иаков первым поклонился до земли семь раз (Быт. 33 , 3-4). Это очень трогательное место — И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали . Прощение, примирение, мир — это то, чего Господь ждет от праведных людей.

Легко ли Исаву простить брата-близнеца, с которым он боролся еще в материнской утробе (Быт. 25 , 22)? Наверное, еще труднее, чем Иосифу — своих братьев в Египте, потому что Иосиф к моменту их встречи достиг высокого положения; то, что по своей глупости и жестокости сделали с ним братья, уже обернулось к лучшему для него; а братья находятся фактически в его власти. С Исавом всё иначе. Конечно, прошло достаточно времени, и боль его, может быть, утихла. Но главная причина того, что он прощает брата, — Господь касается его сердца. В следующей книге Ветхого Завета — книге Исход — там, где говорится о казнях египетских, Господь говорит Моисею: Я ожесточу сердце фараона (Исх. 14 , 4). Иногда люди спрашивают: в чем же виноват фараон, если Сам Бог ожесточил его сердце, не мог же он противостоять Богу. Но, когда Бог милует человека, он обращается к лучшему, что в нем есть, чтоб оно принесло человеку добрые плоды; а когда наказывает — к худшему, и человек получает горькие плоды своего зла. Бог ожесточил сердце фараона, но смягчил сердце Исава. Еще и потому, что Иаков своими страданиями заслужил право вернуться в Землю обетованную, заслужил, чтобы его здесь приняли по-доброму.

— Давайте поговорим о чудесных событиях, происходивших с Иаковом. Уходя от родителей в Месопотамию, к своему дяде Лавану (см.: Быт. 28), он засыпает в дороге и видит Небесную Лествицу, по которой восходят и нисходят Ангелы и на которой стоит Господь, вновь подтверждающий Свое благословение потомству Авраама (см.: Быт. 12-16). Почему именно лестница (лествица), как это понимать?

— Более точный перевод древнееврейского слова «суллам» — не лестница даже, а насыпь или возвышение. В Древней Месопотамии храмы строили в виде таких ступенчатых насыпных башен — зиккуратов; язычники считали, что по этим ступеням боги спускаются на землю. О видении лестницы Иакову напоминает Сам Христос, когда говорит Нафанаилу: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1 , 51). Видение таинственной лестницы — знак того, что сообщение Неба с землею после отпадения человека от Бога не прекращено; что от Бога на землю посылаются Ангелы (о чем в Ветхом Завете говорится многократно), и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю, соединится с человеческим естеством и откроет человеку путь ко спасению. Святые отцы Церкви видят в Лествице Иакова прообраз Божией Матери, соединившей и примирившей Небо с землею: «Тайно во священных писаниих глаголася о Тебе, Мати Вышняго: лествицу бо древле Иаков, Тя образующую, видев, рече: степень Божия сия» — Канон утрени на Благовещение.

— В главе 32 Иаков борется с Богом и получает новое имя — Израиль. Смысл этой борьбы представляется загадочным…

— Значение этой таинственной борьбы приоткрывается в словах, услышанных Иаковом: ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32 , 28). Иаков в это время боится мести своего брата Исава. Он должен понять, что бояться не нужно, что Бог его, Иакова, не оставил, кротость и любовь помогут ему заслужить прощение брата. В борьбе Иаков получает травму — Соперник повреждает сустав его бедра (см.: Быт. 25 ), делая его на всю жизнь хромым. Это нужно для уверения Иакова в реальности события, в том, что оно ему не приснилось. Слова Господа: Отпусти Меня, ибо взошла заря (Быт. 26 ) означают, возможно, что Иаков уже достаточно укреплен для предстоящих ему испытаний. Бог благословляет Иакова и дает ему новое имя — Израиль («Бог борется» или даже «Боровшийся с Богом»); впоследствии оно станет именем целого народа. Наречение нового имени говорит о новом духовном рождении человека; имя Израиль должно внушить Иакову твердое осознание того, что Бог даст ему силы вынести любое испытание. Борьба очистила Иакова от грехов и слабостей (таких, например, как тяга к земному богатству): отныне он твердо идет по стопам своих отцов.

— Но почему Бог не открыл Иакову Своего имени?

— Вообще, имя Божие — сложное для человеческого разума понятие, и оно не может быть открыто человеку неподготовленному, тем более что он всё равно не способен вместить всю глубину этой тайны; аналогичный ответ получает в Библии отец Самсона Маной (см.: Суд. 13 , 18). Также нужно учитывать: Иаков спросил об имени не потому, что не знал, с Кем он имеет дело. Он догадывался об этом, иначе не попросил бы своего Соперника его благословить (см.: Быт. 32 , 26) и не сказал бы сразу после поединка: Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя (30). Просьба назвать имя говорит о желании Иакова знать о Боге больше, чем ему дано; проникнуть в то, что нельзя знать другим людям. А Господь дает Иакову понять, что он должен довольствоваться тем, что ему открыто. Кроме того, у Иакова мог возникнуть соблазн использования имени Бога в магических целях.

— Уходя из отцовского дома вслед за мужем, Рахиль украла домашних богов — идолов (см.: Быт. 19, 32); из этого следует, что семья Лавана, родственная роду Авраама, не чуждалась идолопоклонства. Значит, с Рахилью язычество пришло и в семью Иакова тоже?

— Возможно, это так, хотя мы не знаем, как сам Иаков относился к этим идолам. На вопрос, почему Рахиль украла терафимов (так называли домашних богов — покровителей рода), толкователи дают разные ответы: возможно, обладание идолами давало право претендовать на наследство или же дочь Лавана считала их талисманами, хранящими путников в дальней дороге. Поэтому не исключено, что и Рахиль не считала домашних богов отца объектами поклонения; что ее отношение к ним было чисто прагматическим.

Дальнейшая же судьба этих божков такова: переживший столь близкую встречу с Богом Единым Иаков заставляет своих домашних отдать ему всех идолов и закапывает их под дубом (см.: Быт. 35 ). Дом Иакова должен очиститься от язычества, переменив одежды; затем Иаков устраивает жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною (Быт. 35 , 3). После этого Господь вновь является Иакову и еще раз (см.: Быт. 35 , 10) подтверждает наречение имени Израиль. Он говорит Израилю: плодись и умножайся: народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию (35 , 11-12).


— Иаков становится отцом двенадцати сыновей, а они — родоначальниками двенадцати колен Израилевых; из колена Иуды произойдет Иисус Христос. Но история этого, четвертого уже после Авраама, поколения (см.: Быт. 37) начнется с драмы: братья тайком от отца продадут в египетское рабство Иосифа, предпоследнего из сыновей Иакова, одного из двух сыновей Рахили, человека, с юности отмеченного чудесными духовными дарами. Почему в истории Иосифа и его братьев видят прообраз истории Христа?

— Это совершенно очевидный прообраз, об этом поется в песнопениях Страстной Седмицы: «На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный» (икос Великого понедельника). Иосифа братья ненавидят, ревнуя к нему отца, завидуя его вещим снам (см.: Быт. 37 , 3-11); так же и Иисуса ненавидели за то, что Он называл Бога Своим Отцом, за те чудеса, которые Он творил. Иосифа братья продали чужеземцам (см.: Быт. 26 -28) — так и Иисус был предан Своими соплеменниками римской власти. Иосиф со дна страданий поднимается к вершинам власти в Египте; так и Иисус восходит к Отцу, перенеся муки распятия, приняв смерть. Наконец, Иосиф прощает, более того, спасает от голода своих братьев, находящихся в полной его власти, как и Христос простил Своих распинателей. История о том, как сыновья Иакова пришли в Египет, чтобы купить хлеб, и встретились там с неузнанным ими Иосифом, которого фараон перед тем поставил над всею землею Египетскою (Быт. 41 , 41), о тех испытаниях, которым Иосиф подверг братьев, дабы убедиться, что в них жива совесть и им не чуждо раскаяние, рассказывается в 42-45-й главах книги Бытия. Сцена прощения Иосифом братьев и воссоединения семьи — одна из самых пронзительных в Ветхом Завете: Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое (45 , 1-11). Так Израиль пришел в Египет, который станет для него впоследствии местом плена и жестокого угнетения. Но это уже другая история — история Исхода.

Журнал «Православие и современность» № 40 (56)

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ИСААК И ДЕТИ, ДАРОВАННЫЕ ЕМУ БОГОМ.

Сейчас мы увидим выполнение божьих обещаний относительно «великого размножения» потомства Авраама. После смерти Сарры и перед браком с Хеттурой патриарх занялся устройством дел своего любимого сына. Это глубоко важное для благочестивого исследования и для религиозно-нравственного воспитания событие описано в главе 24 книги Бытие.

Нахор. брат Авраама, женился на племяннице своей Милке (Бытие глава 11, стих 29).

Этому господину Нахору не нравилось скитание по пустыне, как его брату, и он поселился в плодородной Месопотамии. Там Милка родила ему восемь сыновей. Но так как этих восьми мальчуганов ему было недостаточно, он взял себе наложницу по имени Реума, которая принесла ему ещё четырех сыновей (Бытие глава 22, стихи 20-24).

Дети эти, в свою очередь, расплодились. Один из них - Вафуил родил Лавана и Ревекку. Этой последней и предстояло в будущем стать, по милости божьей, госпожой Исаак.

В одно прекрасное утро старый Авраам призвал к себе старейшего из слух своих, который был в то же время главным управляющим всем его имуществом. Книга Бытие только раз называет его по имени - Елиезером, а в дальнейшем именует просто «рабом».

Вот что сказал Авраам «рабу»:

«положи руку твою под стегно мое и клянись мне господом, богом неба и богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою (и к племени моему), и возьмешь (оттуда) жену сыну моему Исааку» (Бытие глава 24, стихи 2-4).

Комментаторы-скептики немало развлекались этим обрядом присяги. Дело в том, что древнееврейский текст этой части Библии говорит прямо: «возьми в руку свою мои половые органы». Ученые-этнографы объясняют это тем, что мужские половые органы были в большом уважении не только вследствие обряда обрезания, связывавшего их с богом, но ещё и потому, что они, как источник размножения рода человеческого и залог благословения божьего, являлись признаком силы, мощи. Сколь бы странным ни показался такой обряд присяги, нужно перед ним почтительно преклоняться, ибо никак нельзя сомневаться, что все это было продиктовано «святым духом».

Всякий раз, когда в современных изданиях Библии встречается слово «стегно», его нужно понимать иносказательно. Так, например, читая о том, что один из вождей вышел из «стегна» или колена Иуды, мы констатируем здесь намеренное искажение текста, ибо дети рождаются не от «стегна». А кроме того, как мы неоднократно наблюдали, «божественный голубь» никогда не стесняется называть вещи их настоящими, хотя бы и самыми крепкими именами.

«И положил раб руку свою под стегно (буквально: „взял в свои руки половые части“) Авраама, господина своего, и клялся ему в сем» (Бытие глава 24, стих 9).

После этого, взяв десять верблюдов, он отправился в Месопотамию. Не близко!

Когда Елиезер очутился уже недалеко от города, в котором рассчитывал найти родственников своего господина, он был изнурен усталостью и жаждой. К счастью, он повстречал хорошенькую брюнетку, которая направлялась к колодцу за городскими воротами. Эта любезная молодая особа пришла на помощь Елиезеру и напоила его и его верблюдов. Здесь наступила наша очередь умиляться промыслом божиим: брюнеточка эта и была Ревекка, дочь Вафуила, внучка Авраама. Подарив ей золотую серьгу и два браслета, Елиезер осведомился, с кем он «имеет честь» говорить. То-то была картина! Ревекка увела его домой и познакомила с отцом и братьями.

Управляющий Авраама объяснил им, что он совершил свое длинное путешествие с целью найти в Месопотамии супругу для Исаака. Конечно, Вафуил и Лаван воскликнули: - Перст божий виден здесь! Пусть Ревекка поскорей отправится с тобой и станет женой сына твоего хозяина. Елиезер, обрадованный быстрым и легким своим успехом, забросал Ревекку золотыми кольцами и пышными одеждами; он сделал также подарки её братьям и матери. Мать девушки хотела было отсрочить отъезд дней на десять, но Ревекка заявила, что ей некогда и что она желает как можно скорее быть у своего незнакомого жениха. Трудно, конечно, допустить, что у Елиезера была с собой фотографическая карточка молодого Исаака. Тем не менее Ревекка молниеносно влюбилась в него по уши. Со своей стороны Исаак, хотя и не знал, что за жену приведет ему Елиезер, да и вообще не знал, приведет ли он ему жену, был влюблен, влюблен безумно: он проводил все свои дни и ночи на большой дороге в ожидании каравана. Можно себе представить его радость, когда в одно прекрасное утро Елиезер возвратился, и не с пустыми руками. Управляющий отдал полный отчет в своих действиях, а молодые люди бросились в объятия друг другу.

«И ввел её Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по (Сарре) матери своей» (Бытие глава 24, стих 67).

В первое время все усердие и все усилия святого Исаака пропадали даром: ему никак не удавалось сделаться отцом так быстро, как бы он хотел. Этого было довольно для того, чтобы книга Бытие обвинила Ревекку в бесплодии. Всегда здесь женщины виноваты!

«И молился Исаак господу о (Ревекке) жене своей, потому что она была неплодна; и господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (Бытие глава 25, стих 21).

Между нами говоря, бог, по-видимому, просто ломался, ибо обещал же ведь он Аврааму неисчислимое потомство? И не само ли провидение избрало Ревекку в жены сыну Авраамову? Тогда не мог же бог, не нарушив слова своего, дать Исааку бесплодную жену. Ясно, что если он «заключил чрево» и этой несчастной, то, очевидно, только для того, чтобы впоследствии иметь удовольствие повозиться над раскрытием его, предварительно заставив немного помучиться и наследника своего возлюбленного альфонса - Авраама.

Но дело все-таки обошлось не без осложнений:

«Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить господа» (Бытие глава 25, стих 22).

«Священный» автор забыл указать, куда именно отправилась Ревекка беседовать с господом. «Святая святых», отделение храма, подобное алтарю христианских церквей, ещё не была изобретена. До сих пор бывало так, что бог появлялся там, где хотел и когда хотел. Земных отделений его небесной конторы на земле не было. Тем не менее Ревекка сумела вопросить бога, и он не преминул разъяснить:

«два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Бытие глава 25, стих 23).

Наконец наступили роды. Ревекка, конечно, испытала боли в наказание за обжорство Евы.

«И вот близнецы в утробе её. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились» (Бытие глава 25, стихи 24-26).

Очень редко случается, чтобы ребенок, рождаясь, держался бы рукой за пятку другого. Так редко, что это пока единственный известный доселе случай. Но если такие вещи никогда и нигде больше не происходили, то не надо заключать отсюда, что они и не могли происходить тогда. Но эти причуды господа бога ничто по сравнению с чудесами, с которыми мы ещё встретимся в дальнейшем.

Исава объявили старшим. Известно, что в некоторых сложных юридических вопросах вопрос о первородстве разрешался в пользу того из близнецов, который появился на свет вторым. В пользу этого решения приводят довод: зачатый первым должен, естественно, занять более отдаленное место в материнской утробе. Следовательно, надо было признать Иакова старшим. Но эти дети так дрались в утробе матери, что, вероятно, не раз меняли свои места! Никому в голову не пришло разрешить вопрос о первородстве жребием. Нашли, что гораздо проще признать первым того, кто первым увидел свет. Впрочем, Иаков вскоре отбил первородство у Исава.

«Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

Но Иаков сказал (Исаву): продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство своё Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Бытие глава 25, стихи 27-34).

Мы не остановимся на странности подобного рода спора в эпоху, когда не было права первородства: лишь гораздо позже «бог приказал», чтобы старший сын получал двойную долю наследства. Но необходимо отметить, до какой степени мерзко поведение Иакова: согласно «священному» тексту, Исав умирал от голода и Иаков просто-напросто злоупотреблял тяжелым состоянием своего брата. Этому нет никаких оправданий. Впрочем, самое имя Иаков значит «тот, который запнул». Он, по-видимому, вполне заслужил свое имя, ибо, как мы видим, он действительно запнул Исава. Он не довольствовался тем, что так дорого продал свою чечевицу: как разбойник, вымогающий выкуп у своей жертвы, он вымогает у своего родного брата клятву в отречении от своих прав; он разоряет его за миску похлебки. Но это ещё не единственное зло, которое он ему причинит.

И вот этот торг, в результате которого так цинично обманут голодный, эта сделка, ничтожная сама по себе, это отречение, которое аннулировал бы любой суд, как полученное путем вымогательства, было утверждено господом богом, богом справедливости, покровителем слабых, мстителем за угнетенных. Он признал Иакова законным собственником пресловутых прав первородства, он утвердил разорение Исава.

Некоторое время спустя Исаак проявил себя достойным сыном Авраама - продолжателем «благочестивых традиций» избранного богом «праведника».

В стране вспыхнул голод, и Исаак отправился в Герар, где, как это ни странно, продолжал царствовать тот же Авимелех, которого Библия вдруг называет почему-то царем филистимским. Бог, очевидно, мог бы дать Исааку и его семье хлеба, но он предпочел дать ему только видение, во время которого угостил его речью, наподобие тех, какими неоднократно угощал Авраама: «умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные». Старая, одним словом, песня! «Исаак поселился в Гераре».

И когда жители спросили его о Ревекке, он ответил: «это сестра моя».

«Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею. И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя?

Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради её.

Но Авимелех сказал (ему): что это ты сделал с нами? едва один из народа (моего) не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и жене его, тот предан будет смерти» (Бытие глава 26, стихи 8-11).

Мы видим, что Авимелех не забыл чуда с «заключенными» чревами, хотя со времени приключения с Саррой прошло около восьмидесяти лет. Но довольно странно, что Библия, отмечая поклонение филистимлян своим богам, а не богу Авраама и Исаака, утверждает, однако, что их царь-язычник признает иудейского бога и божественность его заветов. Что за путаница?

«И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его господь» (Бытие глава 26, стих 12).

Уже само по себе довольно сильно сказано, что Исаак мог сеять в стране, в которой не владел ни пядью земли. Но если вспомнить ещё, что земля герарская - пустыня, в которой нет ничего, кроме песков и камней, то «чудо» представляется ещё большим: урожай «сам сто» на песке! Самые плодородные земли мира редко дают даже тридцатикратный урожай. Исааку положительно везло! Библия говорит, что он быстро разбогател. При таких урожаях не мудрено!

Филистимляне позавидовали «святому праотцу» и забили камнями все колодцы, некогда вырытые Авраамом. Возникли ссоры, и Авимелех попросил его удалиться.

Исаак ушел, поселился в долине и снова отрыл колодцы своего отца. Новые споры, новое появление бога, ободряющее Исаака; новый мирный договор с Авимелехом; большое пиршество. Читатель понимает, что мы избавляем его от нудных, хотя и «священных», конечно, подробностей. Что касается Исава, то, будучи сорока лет, он «взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона хеттеянина» (Бытие глава 26, стихи 34-35).

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ЛОТ. Бог, который только что хотел сам все видеть, не пошел со своими спутниками: из дальнейшего изложения явствует, что он вернулся к себе «домой».«И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ИАКОВ И НЕЧИСТИВЫЙ БРАТ ЕГО ИСАВ. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

ИСААК И ЕГО ДЕТИ Старый Авраам был очень доволен счастливой женитьбой сына. Была у него и другая радость: он узнал, что первенец его, Измаил, не только жив, но что многочисленные потомки его широко расположились между Евфратом и Черным морем. Правда, придерживались они

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Глава 8 Святой праотец Лот Бог, который только что хотел сам все видеть, не пошел со своими спутниками: из дальнейшего изложения явствует, что он вернулся к себе «домой». «И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Глава 10 Святой праотец Исаак и дети, дарованные ему богом Сейчас мы увидим выполнение божьих обещаний относительно «великого размножения» потомства Авраама.После смерти Сарры и перед браком с Хеттурой патриарх занялся устройством дел своего любимого сына. Это глубоко

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 11 Святой праотец Иаков и нечестивый брат его Исав «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исаава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

О СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ, О БОГОМ ИЗБРАННОМ НАРОДЕ И О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ) Палестина лежит на стыке трёх частей света - Европы, Азии и Африки. На западе она омывается Средиземным морем. Путешественнику, который отправится от побережья на восток, одна за другой

Из книги Добротолюбие. Том II автора Коринфский Святитель Макарий

Глава девятая Святой праотец Иаков и кувыркание ангелов (Бытие, XXVIII) Начал свой жизненный путь библейский Иаков вымогательством и обманом. Но обман даже ближнего своего далеко не считался, по-видимому, преступлением. Хотя Исаак знает, что Иаков обманом и хитростью вынудил

Из книги Цветочки Святого Франциска автора

Глава двенадцатая Священная история о том, как святой праотец Иаков воровал баранов у Лавана (Бытие, XXX–XXXI) Народив дюжину детей, Иаков сказал будто бы тестю Лавану: «Отдай жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду». Тестюшка, обманувший в свое время Иакова,

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

19. Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него "и ты наречешь ему имя: Исаак..." Повторяя Свое обетование Аврааму о рождении у него

Из книги автора

27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова "Исаак любил Исава... Ревекка любила Иакова..." Что кроткий,

Из книги автора

Глава I. Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23) 1-2 Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он

Из книги автора

Святой Исаак Сирианин Святой Исаак Сирианин. Краткое сведение о нем Св. Исаак отечеством имел Ниневию. О родителях его ничего не известно. В цветущей юности, удалившись от мира и от всего мирского, вместе с братом своим поступил он в монастырь Святого Матфия и там принял

Из книги автора

Святой Исаак Сирианин. Краткое сведение о нем Св. Исаак отечеством имел Ниневию. О родителях его ничего не известно. В цветущей юности, удалившись от мира и от всего мирского, вместе с братом своим поступил он в монастырь Святого Матфия и там принял образ и чин монашеского

Из книги автора

Глава V Как праведный брат Бернард Ассизский был послан Святым Франциском в Болонью, и как он основал там монастырь Святой Франциск и его спутники, призванные Богом нести Крест Христов в сердцах своих, свершать труды Крестные всеми жизнями своими, проповедовать его

Из книги автора

Святой апостол Алфей и дети его, мученики Аверкий и Елена Святой апостол Алфей был отцом апостолов евангелиста Матфея и Иакова Алфеева и почил в мире. Из других детей его известны Аверкий и Елена, которые окончили свою жизнь мученически. Святой Аверкий был привязан нагим

Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей Толстой Лев Николаевич

Дети Исаака

Дети Исаака

Исаак имел двух сыновей. Старший, Исав, никогда не сидел дома и всё время проводил в лесу или в поле на охоте. Это было его любимое занятие. С охоты он часто приносил добычу, и это нравилось отцу. Младший же сын, Иаков, находился дома и занимался домашним хозяйством, и за это его больше любила мать.

Однажды Иаков сготовил себе вкусное кушанье из бобов, а Исав в это время очень голодный вернулся с охоты и ничего не принёс. Он увидел кушанье брата и сказал ему:

Дай мне, пожалуйста, покушать, я ужасно голоден.

Иаков отвечал:

Я отдам тебе всё моё кушанье, но с условием, чтобы с этого дня ты считался младшим братом.

Исав сказал:

Для чего мне моё старшинство, когда я ужасно хочу есть, - и согласился на предложение брата.

Тогда Иаков отдал ему кушанье. Бог устроил так, что Исав был старшим, а Иаков младшим, но легкомысленный Исав не дорожил старшинством.

Однажды Исаак позвал Исава и сказал ему:

Сын мой, пойди на охоту и принеси дичи - мне очень хочется вкусного мяса. Когда ты вернёшься, то я передам тебе первое благословение, потому что я стар и могу скоро умереть!

Исаак благословляет Иакова.

Исав пошёл на охоту, а жена Исаака, услышав этот разговор, позвала Иакова и сказала ему:

Пойди и выбери хорошего, жирного козлёнка, я приготовлю твоему отцу кушанье, а ты понесёшь ему, и он благословит тебя прежде, чем Исава.

Надо вам сказать, дети, что Исаак был очень стар и слеп и распознавал сыновей по голосу и по осязанию, именно: у Исава всё тело было покрыто небольшими волосками, а у Иакова тело было совершенно гладкое.

Мать приготовила кушанье и велела Иакову нести его к отцу и просить его благословения. Чтобы Исаак не узнал, что это Иаков, она велела ему одеть платье Исава, а шею и руки его обернула мохнатой кожей козлёнка.

Иаков пришёл к отцу и сказал:

Я сын твой Исав, я принёс тебе дичи; покушай и благослови меня!

Исаак сказал:

Подойди ко мне, сын мой, чтобы я мог обнять тебя!

Иаков приблизился. Исаак обнял его и сказал:

Однако он не узнал, что это Иаков, и благословил его.

После вернулся Исав с охоты. Он узнал, что Иаков получил первое благословение, очень огорчился и даже грозил убить Иакова. Тогда родители позвали Иакова и сказали ему:

Брат твой гневается, уходи скорее жить к нашим родным!

Иаков отправился и прожил там много лет. Недаром он получил первое благословение от отца: Господь помогал ему всегда и во всём. Иаков приобрёл много скота и овец, много одежд и золота и там же взял себе жену. Потом он возвратился опять на родину к отцу и примирился с братом.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ИСТОРИЯ ИСААКА Уже говорилось, что Агарь, наложница Авраама, вернувшись из пустыни, куда она убежала от притеснения Сарры, вскоре родила сына Измаила. От нее, египтянки, и от Измаила, сына Авраама, предстояло в будущем произойти многим народам мусульманской веры.Как и было

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

19. Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

43. И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? 44. Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

5. И взглянул (Исав) и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. 6. И подошли служанки и дети их и поклонились; 7. подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. 8. И сказал Исав: для чего у

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, 10. которые провидящим говорят: "перестаньте провидеть", и пророкам: "не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; 11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути;

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Дети Всевышнего и дети дьявола 31 Иса сказал иудеям, поверившим в Него:- Если вы будете верны Моему учению, то вы действительно Мои ученики. 32 Вы тогда узнаете истину, и истина сделает вас свободными.33 Они ответили:- Мы потомки Ибрахима и никогда не были никому рабами. Как

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Дети рабыни и дети свободной 21 Скажите мне, вы, желающие быть под Законом, разве вы не понимаете, что говорит Закон? 22 Ведь написано, что у Ибрахима было двое сыновей, один родился от рабыни, а другой - от свободной женщины. c 23 Сын рабыни родился по человеческой инициативе, а

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Дети рабыни и дети свободной 21 Скажите мне, вы, желающие быть под Законом, разве вы не слушаете Закона? 22 Ведь написано, что у Авраама было двое сыновей - один родился от рабыни, а другой - от свободной женщины b. 23 Сын рабыни родился по человеческой инициативе c, а сын

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.Иаков был кроток,

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

Жертвоприношение Исаака Немало лет было прожито Авраамом в земле Ханаанской, когда решил Всесильный испытать его:- Вот Я! - сказал Он ему. - Возьми своего сына Исаака, и пойди в землю Мория, и принеси его там во всесожжение на горе, которую покажу.Дрогнуло сердце

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Женитьба Исаака Будучи в преклонных годах, Авраам призвал своего раба, управлявшего всем его домом, и обратился к нему с такими словами:- Положи руку под бедро мое, и я закляну тебя Богом Всесильным, владыкой небес и земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей

Из книги автора

Благословение Исаака Прошло много лет, и Исаак состарился. Притупилось зрение его. И призвал он первенца своего Исава и сказал ему:- Возьми же орудия свои лук и колчан со стрелами, выйди в поле и налови мне дичи, и приготовь кушанье, мною любимое, чтобы я мог благословить

Из книги автора

ДЕТИ ИСААКА У Исаака было два сына. Старший, Исав, никогда не сидел дома и всё время проводил в лесу или в поле на охоте. Это было его любимое занятие. С охоты он часто приносил добычу, и это нравилось отцу. Младший же сын, Иаков, находился дома и занимался домашним хозяйством,

Из книги автора

Из книги автора

ДЕТИ ИСААКА Исаак имел двух сыновей. Старший, Исав, никогда не сидел дома и все время проводил в лесу или в поле на охоте. Это было его любимое занятие. С охоты он часто приносил добычу, и это нравилось отцу. Младший же сын, Иаков, находился дома и занимался домашним

Из книги автора

Женитьба Исаака Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое,3 И клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.